Д. Ю. Козлов защитил докторскую диссертацию.

Oct 22, 2015 12:47

Сегодня в Институте военной истории ВАГШ ВС РФ состоялась защита докторской диссертации Д.Ю. Козлова на тему НАРУШЕНИЕ МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПО ОПЫТУ ДЕЙСТВИЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1914-1917 гг.) http://ens.mil.ru/ ( Read more... )

Флот, История

Leave a comment

sergey_ilyin October 22 2015, 11:07:29 UTC
Моцарт прав. Эта диссертация имеет примерно нулевое военно-историческое значение.

"Новизна работы" сводится к докладу Капитана Очевидность и краткому пересказу известного трехтомника Больных (который, как известно, в чем-то пересказ Корбетта). Да, автор ссылается на разноообразные монографии, но при усушке информации в монографии до абзаца в диссере остается, видимо, примерно тот же Корбетт, только выраженный другими словами.

Глава, посвященная действиям Балтфлота, полна натяжек и передёргов. "В кампаниях 1914 - 1917 гг. Балтфлотом (с оперативно подчиненной флотилией английских подводных лодок) было уничтожено 56 транспортных судов сум- марной грузовместимостью 98 938 брт. Наибольших успехов в «истреблении» германского судоходства (52 % уничтоженного тоннаж а) добились подводные лодки, 27 % потерь было нанесено минным оружием, на долю надво д ных сил при- ходится 9 %. Оставшиеся 12 % относятся к навигационным катас т рофам и неуста- новленным причинам". Во-первых, внезапный переход от штук к тоннажу делает информацию непроверяемой. Во-вторых (см. выделение), навигационные ошибки это тоже Балтфлот, да? В-третьих, из числа успехов подлодок хорошо бы вычесть Кроми и Макса Хортона -- к несчастью для немцев, влияние руководства российского флота на их успехи было минимальным. Торпедами снабжали - и хорошо.

Вот это -- совсем передерг: "Использование этого критерия позволяет констатировать, что Балтийский флот затруднил морские перевозки противника, то есть сократил их объем приблизительно на 30%, что стало следствием вынужденного введения германским командованием системы конвоев на «шведской» коммуникационной линии." Почему передерг? Потому что 30% это средняя цифра по больнице (из отчета US NAVY 1944 года), а конвои были введены только в 1916-м году, как это пишет автор. И тогда получается 10% максимум. Да и не уверен я, что были эти конвои введены, ибо в 16-м году лодки на шведской линии работали менее активно, чем в 15-м.

Черное море. "К сожалению, отсутствие достоверных систематизированных данных турецкой стороны о количестве и, главное, суммарной грузовместимости потерянных маломерных судов не позволяет с точностью определить размер ущерба, нанесенного неприятельскому судоходству". "Ничего не изучали и не хотим". Сей предваряющий абзац позволяет автору ВСЁ. И он этим пользуется: "В
следствие отсутствия достоверных статистических данных здесь не учтено
несколько тысяч малотоннажных парусных и парусно-моторных турецких судов, потопленных, сожженных или захваченных кораблями Черноморского флота" -- откуда он взял этот катастрофический массакр, например?

Позорище. Фу.

Reply

fvl1_01 October 22 2015, 11:26:16 UTC
Именно так. Нельзя не согласиться. Но все же гносеологический - это звучит!!!

>Вот это -- совсем передерг: "Использование этого критерия позволяет констатировать, что Балтийский флот затруднил морские перевозки противника, то есть сократил их объем приблизительно на 30%, что стало следствием вынужденного введения германским командованием системы конвоев на «шведской» коммуникационной линии.

А ведь казалось бы не хватает всего трех цифр опубликованных ЕМНИП даже шведами - вывоз руды в 1914, 1915 и 1916 гг :-)

Reply

fvl1_01 October 22 2015, 11:28:37 UTC
>Во-вторых (см. выделение), навигационные ошибки это тоже Балтфлот, да?

Ну если с определенной оговоркой - да - прижимались к бережку и шли прибержными фарватерами отчего аварийность НЕМНОГО возрасла.

Хотя с другой стороны до ПМВ на перевозке руды часто ходили буксируемые баржи (бывшие парусники) которые буксир тащил - там аварийность была еще выше.

В общем кстати интересная мысль - прикинуть что хуже. Спасибо за идею.

Reply

sergey_ilyin October 22 2015, 11:34:15 UTC
9% навигационных потерь это не так много, на уровне среднего по больнице.

Для сравнения, в ВМВ из 253 потерянных либертосов 46 по "небоевым причинам" (но в эту цифру входят и сломавшиеся пополам, как наш "Чкалов")

Reply

fvl1_01 October 22 2015, 11:41:24 UTC
>9% навигационных потерь это не так много, на уровне среднего по больнице.

Так это как считать - если от числа транспортов на линии то это простите даже для условий начала 20 века уже перебор. Даже в зажопинских морях - какая нибудь компании каботажа вдоль побережья Китая теряла по навигационным причинам 2,5% от числа судов в год и это считалось наравне с карибами САМЫМИ аварийными водами. Где то была у меня статейка еще царских времен об сем - где ругательски ругали "Добровольный флот" за аварийность.

>Для сравнения, в ВМВ из 253 потерянных либертосов 46 по "небоевым причинам"

Так для либертосов забывают о коэффициенте использования - на число рейсов у них даже по небоевым причинам потери одни из минимальных - ибо либертосы еще ходили и много и часто, а не рейс сделали в конвое потом месяца два в порту в котлах трубки меняем как старые трампы. Американцы перед войной в 1940-41 в своем "Резервном транспортном флоте" подлинную массакру устроили - списав все что посчитали старым, неблагонадежным и изношенным. Так часть на слом купили канадцы - и потом встречая знакомых еще по ПМВ "старикашек" мюриканские коммодоры конвоев просто на яд исходили по поводу "6ти узловых ветеранов" :-) На фоне их аварийности и катастрофичности - либерти это СУПЕР.

Reply

sergey_ilyin October 22 2015, 11:54:21 UTC
> Так это как считать - если от числа транспортов на линии то это простите даже для условий начала 20 века уже перебор.

Федор, ты автореферат прочитай. 9% это от "общего тоннажа потерь" причем на выборке из 52 судов. Там высадившийся на камни у Готланда монстрик типа нашей "Ангары"/"Декабриста" в одно лицо мог сделать 9% от потерянного тоннажа :)

Да и вообще, рудовозы тонут легко и охотно.

> Американцы перед войной в 1940-41 в своем "Резервном транспортном флоте" подлинную массакру устроили

Ничего об этом флоте не знаю :( Надо будет поинтересоваться при случае. "Хог айлендеры" ПМВ они себе оставили (но хог айлендер это очень американский тип "эрзац"-парохода для массовой серии -- с двумя турбинами и 17-узловым ходом), а всю остальную "экстренную программу 1917-го" продали сразу после достройки.

Reply

fvl1_01 October 22 2015, 12:05:38 UTC
>Федор, ты автореферат прочитай. 9% это от "общего тоннажа потерь" причем на выборке из 52 судов.

Ай и ой.

До войны перевозкой шведской руды потребителю занималось под 250 только ПАРУСНИКОВ и переделанных из парусников буксируемых барж.

>Там высадившийся на камни у Готланда монстрик типа нашей "Ангары"/"Декабриста" в одно лицо мог сделать 9% от потерянного тоннажа :)

10,5 тысяч брутто "Барбароссы" они даже побольше были, а их 10 сбацали... Опять ай и ой.

>Ничего об этом флоте не знаю :(

Там было около 40 немецких трофеев ПМВ - включая четырехтрубники. Перед 1941 их осмотрели и массово списали значительную часть. Как шутил один в воспоминаниях - списание происходило так - если стукали по переборке ногой и отваливалась ТОЛЬКО краска - то оставить, не списывать :-)

>экстренную программу 1917-го" продали сразу после достройки.

Так это НОВЫе суда. А в резервах там еще числились чуть ли не ветераны Испано-американской войны, не считая трофеев ПМВ и т.п.

Reply

birserg_1977 October 22 2015, 11:29:41 UTC
По другому о нашем флоте не напишешь. Ну что бы защититься.)

Reply

sergey_ilyin October 22 2015, 11:37:04 UTC
"По другому о нашем флоте не напишешь." -- глупое суждение. Если сосредоточиться только на Черном море и проработать эту тему (с привлечением турок, наверное), то получится то самое "новое крупное научное достижение" ибо там у наших получилось установить морскую блокаду при помощи надводных сил.

Ну, то есть общепринято считается, что получилось. А исследователя эта тема все не находит и не находит.

Reply

birserg_1977 October 22 2015, 11:39:43 UTC
Ну конкретно по БФ придется вскользь упоминать англолодки, натягивать прочих гумок на глобус и т.д. Препятствовали, содействовали ...

Reply

sergey_ilyin October 22 2015, 11:41:34 UTC
РФ не правопреемник РКМП. Не обязательно писать диссеры на тему "все будет хорошо, я это знаю!" (ц) попса. Можно же и ошибки разобрать.

Reply

birserg_1977 October 22 2015, 11:48:41 UTC
В 50-е годы в советских работах не выделяли достижения англолодок. И Тарас и Больных по этой особенности отечественной историографии прошлись.

Reply

humanitarius October 22 2015, 12:25:01 UTC
Более того. Историков долго к военным темам не подпускали (не тот номер ученой специальности), и они военным в моральном плане ничем не обязаны. Пиши что хочешь, защищайся у себя - официальные военно-морские историки только руками разведут, они даже отзывом-рецензией укусить не могут.

Reply

ext_294626 October 27 2015, 14:23:04 UTC
В чем позорище-то? То, что автор переписал у Больных? По-моему, с учетом публикаций Козлова и Больных само такое предположение позорит его автора. Что касается некоторых положений относительно успехов РИФ на Балтике я бы отчасти с Вами и согласился, но для Козлова в его научной позиции ничего позорного не вижу. В общем хотелось бы увидеть Вашу работу на эту тему, которая точно расставит все точки над I.

Reply


Leave a comment

Up