Сегодня в Институте военной истории ВАГШ ВС РФ состоялась защита докторской диссертации Д.Ю. Козлова на тему НАРУШЕНИЕ МОРСКИХ КОММУНИКАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПО ОПЫТУ ДЕЙСТВИЙ РОССИЙСКОГО ФЛОТА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1914-1917 гг.)
http://ens.mil.ru/
( Read more... )
"Новизна работы" сводится к докладу Капитана Очевидность и краткому пересказу известного трехтомника Больных (который, как известно, в чем-то пересказ Корбетта). Да, автор ссылается на разноообразные монографии, но при усушке информации в монографии до абзаца в диссере остается, видимо, примерно тот же Корбетт, только выраженный другими словами.
Глава, посвященная действиям Балтфлота, полна натяжек и передёргов. "В кампаниях 1914 - 1917 гг. Балтфлотом (с оперативно подчиненной флотилией английских подводных лодок) было уничтожено 56 транспортных судов сум- марной грузовместимостью 98 938 брт. Наибольших успехов в «истреблении» германского судоходства (52 % уничтоженного тоннаж а) добились подводные лодки, 27 % потерь было нанесено минным оружием, на долю надво д ных сил при- ходится 9 %. Оставшиеся 12 % относятся к навигационным катас т рофам и неуста- новленным причинам". Во-первых, внезапный переход от штук к тоннажу делает информацию непроверяемой. Во-вторых (см. выделение), навигационные ошибки это тоже Балтфлот, да? В-третьих, из числа успехов подлодок хорошо бы вычесть Кроми и Макса Хортона -- к несчастью для немцев, влияние руководства российского флота на их успехи было минимальным. Торпедами снабжали - и хорошо.
Вот это -- совсем передерг: "Использование этого критерия позволяет констатировать, что Балтийский флот затруднил морские перевозки противника, то есть сократил их объем приблизительно на 30%, что стало следствием вынужденного введения германским командованием системы конвоев на «шведской» коммуникационной линии." Почему передерг? Потому что 30% это средняя цифра по больнице (из отчета US NAVY 1944 года), а конвои были введены только в 1916-м году, как это пишет автор. И тогда получается 10% максимум. Да и не уверен я, что были эти конвои введены, ибо в 16-м году лодки на шведской линии работали менее активно, чем в 15-м.
Черное море. "К сожалению, отсутствие достоверных систематизированных данных турецкой стороны о количестве и, главное, суммарной грузовместимости потерянных маломерных судов не позволяет с точностью определить размер ущерба, нанесенного неприятельскому судоходству". "Ничего не изучали и не хотим". Сей предваряющий абзац позволяет автору ВСЁ. И он этим пользуется: "В
следствие отсутствия достоверных статистических данных здесь не учтено
несколько тысяч малотоннажных парусных и парусно-моторных турецких судов, потопленных, сожженных или захваченных кораблями Черноморского флота" -- откуда он взял этот катастрофический массакр, например?
Позорище. Фу.
Reply
>Вот это -- совсем передерг: "Использование этого критерия позволяет констатировать, что Балтийский флот затруднил морские перевозки противника, то есть сократил их объем приблизительно на 30%, что стало следствием вынужденного введения германским командованием системы конвоев на «шведской» коммуникационной линии.
А ведь казалось бы не хватает всего трех цифр опубликованных ЕМНИП даже шведами - вывоз руды в 1914, 1915 и 1916 гг :-)
Reply
Ну если с определенной оговоркой - да - прижимались к бережку и шли прибержными фарватерами отчего аварийность НЕМНОГО возрасла.
Хотя с другой стороны до ПМВ на перевозке руды часто ходили буксируемые баржи (бывшие парусники) которые буксир тащил - там аварийность была еще выше.
В общем кстати интересная мысль - прикинуть что хуже. Спасибо за идею.
Reply
Для сравнения, в ВМВ из 253 потерянных либертосов 46 по "небоевым причинам" (но в эту цифру входят и сломавшиеся пополам, как наш "Чкалов")
Reply
Так это как считать - если от числа транспортов на линии то это простите даже для условий начала 20 века уже перебор. Даже в зажопинских морях - какая нибудь компании каботажа вдоль побережья Китая теряла по навигационным причинам 2,5% от числа судов в год и это считалось наравне с карибами САМЫМИ аварийными водами. Где то была у меня статейка еще царских времен об сем - где ругательски ругали "Добровольный флот" за аварийность.
>Для сравнения, в ВМВ из 253 потерянных либертосов 46 по "небоевым причинам"
Так для либертосов забывают о коэффициенте использования - на число рейсов у них даже по небоевым причинам потери одни из минимальных - ибо либертосы еще ходили и много и часто, а не рейс сделали в конвое потом месяца два в порту в котлах трубки меняем как старые трампы. Американцы перед войной в 1940-41 в своем "Резервном транспортном флоте" подлинную массакру устроили - списав все что посчитали старым, неблагонадежным и изношенным. Так часть на слом купили канадцы - и потом встречая знакомых еще по ПМВ "старикашек" мюриканские коммодоры конвоев просто на яд исходили по поводу "6ти узловых ветеранов" :-) На фоне их аварийности и катастрофичности - либерти это СУПЕР.
Reply
Федор, ты автореферат прочитай. 9% это от "общего тоннажа потерь" причем на выборке из 52 судов. Там высадившийся на камни у Готланда монстрик типа нашей "Ангары"/"Декабриста" в одно лицо мог сделать 9% от потерянного тоннажа :)
Да и вообще, рудовозы тонут легко и охотно.
> Американцы перед войной в 1940-41 в своем "Резервном транспортном флоте" подлинную массакру устроили
Ничего об этом флоте не знаю :( Надо будет поинтересоваться при случае. "Хог айлендеры" ПМВ они себе оставили (но хог айлендер это очень американский тип "эрзац"-парохода для массовой серии -- с двумя турбинами и 17-узловым ходом), а всю остальную "экстренную программу 1917-го" продали сразу после достройки.
Reply
Ай и ой.
До войны перевозкой шведской руды потребителю занималось под 250 только ПАРУСНИКОВ и переделанных из парусников буксируемых барж.
>Там высадившийся на камни у Готланда монстрик типа нашей "Ангары"/"Декабриста" в одно лицо мог сделать 9% от потерянного тоннажа :)
10,5 тысяч брутто "Барбароссы" они даже побольше были, а их 10 сбацали... Опять ай и ой.
>Ничего об этом флоте не знаю :(
Там было около 40 немецких трофеев ПМВ - включая четырехтрубники. Перед 1941 их осмотрели и массово списали значительную часть. Как шутил один в воспоминаниях - списание происходило так - если стукали по переборке ногой и отваливалась ТОЛЬКО краска - то оставить, не списывать :-)
>экстренную программу 1917-го" продали сразу после достройки.
Так это НОВЫе суда. А в резервах там еще числились чуть ли не ветераны Испано-американской войны, не считая трофеев ПМВ и т.п.
Reply
Reply
Ну, то есть общепринято считается, что получилось. А исследователя эта тема все не находит и не находит.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment