Начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов сообщил, что основным приоритетом развития ВС страны в следующем году станет развитие стратегических ядерных сил. Эксперты отмечают, что военным нужно сосредоточиться не на создании новых ракет, а на улучшении автоматической системы управления «Мертвая рука», а также на создании высокоточного неядерного оружия.
«Основным приоритетом (на 2015 год), конечно, является состояние и развитие стратегических ядерных сил», - сообщил генерал Валерий Герасимов в интервью РИА «Новости». Ранее министр обороны Сергей Шойгу заявлял, что военные закупят в 2015 году более 50 межконтинентальных стратегических ракет, а на боевое дежурство заступят два стратегических ракетоносца проекта «Борей», вооруженных 20 межконтинентальными ракетами «Булава». При этом в Ракетных войсках стратегического назначения будет сформировано четыре новых полка - по 12 ракет (предположительно «Ярс») в каждом.
По словам президента Академии геополитических проблем капитана первого ранга в отставке Константина Сивкова, приоритет развития ядерных сил означает развитие всего комплекса, обеспечивающего производство и применение ядерных средств поражения.
«Речь идет о поддержании в требуемом уровне боеготовности стратегических ядерных сил. Это означает, что боевой численный состав стратегических ядерных сил России и системы управления ими должен обеспечивать применение гарантированного ответного удара, наносящего неприемлемый для противника ущерб в любых условиях обстановки. А это целый комплекс мер», - говорит Сивков.
Он пояснил, что система управления ядерными силами должна суметь отдать команду на запуск ракет даже после уничтожения всех командных пунктов и штабов.
Для этого существует комплекс автоматического запуска ракетно-ядерного оружия в случае удара по территории России. Он был создан еще в СССР и получил на Западе название «Мертвая рука». Сейчас его компоненты нуждаются в обновлении, в том числе за счет космической группировки.
Кроме того, необходимо укреплять и модернизировать наземные, подземные (в бункерах) и воздушные (на самолетах) командные пункты. В частности, нужно совершенствовать систему их защиты - то есть развивать противоракетную оборону, подчеркнул Сивков.
По оценкам Сивкова, для уничтожения США в случае ядерного нападения у России для «удара возмездия» должно остаться не менее 50 ракет с ядерными боеголовками. При этом Договором об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанным в 2010 году Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, устанавливается максимальное количество ракет у России и США по 700 штук. Получается, что России достаточно запустить каждую четырнадцатую ракету, чтобы гарантированно уничтожить территорию главного потенциального противника.
В 2015 году должны начаться испытания новейшей мобильной противоракетной системы С-500, которую сейчас создает концерн «Алмаз-Антей». Предполагается, что эти комплексы смогут уничтожать любые объекты, летящие со скоростью до 7 км/с на высоте до 250 км. Кроме того, будут развернуты еще две радиолокационные станции «Воронеж», способные засекать баллистические ракеты, и «летающий радар» нового поколения - самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-100.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов полагает, что в современных условиях задачи развивать ядерные силы нет, их нужно только поддерживать в нынешнем состоянии.
В развитии же нуждается высокоточное неядерное оружие, которое в ближайшей перспективе может стать средством сдерживания.
«Когда с подводной лодки стартует ракета, нельзя с уверенностью сказать, ядерный заряд на ней или обычный. При этом точность попадания такова, что разрушение будет гарантировано. У нас этому пока уделяется недостаточно внимания. Для создания высокоточного оружия нужна совсем другая промышленность, собственная элементная база и много чего другого, чего у нас пока нет», - отметил Коновалов.
Он напомнил, что высокоточное оружие появилось для гарантированного уничтожения небольших объектов, например групп террористов, и сейчас его развитие ничто не сдерживает.
«Если для ограничения ядерного оружия есть масса договоров, то для высокоточного их нет. Но ограничивать наращивание таких средств необходимо», - отметил эксперт.
По открытым данным, на начало 2010 года в России насчитывалось более 300 наземных баллистических ракет с ядерными боеголовками, почти 170 ракет, установленных на подводных лодках, и около 1000 авиационных ракет с ядерными боеголовками. При этом у США насчитывалось 450 наземных ракет, 300 морских и почти 400 авиационных.
http://www.gazeta.ru/