Ежемесячный пост о полётах в космос.
В случае России статистика аварийности космических запусков является замечательным показателем способности власти (не сменяющейся де-факто уже 14 лет) осуществлять сложные технологические проекты. С одной стороны запуски космических аппаратов для России являются рутинной задачей: совки запускали в космос огромное количество спутников и научились это делать с отличной надёжностью (средняя аварийность пусков в 1980-ом
была 3.0%), так что никаких секретов для России в этом деле нет. С другой стороны сборка и запуск ракеты с космическим аппаратом являются трудоёмкой задачей, требующих хороших кадров и хорошей организации процесса. По статистике видно, что после 1980-го с этим начались проблемы и аварийность стала медленно расти, достигнув к 2000-му 4.8% (при стоимости пуска в миллиарды рублей, каждый процент аварийности "стоит" десятки миллионов рублей). В 2000-ых, после прихода к власти Путина, многократно заявлялось, что космическая программа является для России стратегическим приоритетом (ГЛОНАСС, РФ - космический извозчик, все дела), на космос выделялись деньги, на словах Россия вставала с колен. На деле же средняя аварийность орбитальных космических запусков России продолжала расти, достигла к 2014-му году 6.4%, и не собирается прекращать роста.
К сожалению, в Интернет-дискуссиях, разворачивающихся после громких провалов российской космической отрасли, большинство собеседников плохо владеют даже элементарными методами математического анализа, а многие просто отказываются верить, что аварийность российских пусков может расти. С тех пор, как я заинтересовался этим вопросом, я начал ежемесячно проводить простенький анализ текущей статистики космических запусков РФ и других стран (ведь любые успехи и провалы являются относительными). Хотя к моему анализу можно и придраться по мелочам (я делаю его в качестве хобби, минимизируя затрачиваемые усилия), он на несколько порядков адекватнее и "научнее" тех картинок и таблиц с цифрами, которые обычно выкатывают в Интернет патриоты-защитники российской чести.
Примечания: Под аварийностью здесь понимается вероятность аварии отдельно взятого запуска одного или нескольких космических аппаратов на околоземную орбиту. Суб-орбитальные запуски не принимаются во внимание при анализе, хотя и упоминаются в общей статистике. Под аварией понимается любой сбой при запуске, приводящий к тому, что хотя бы один КА не занял расчётную орбиту. Текущая статистика о состоявшихся и планирующихся запусках, в основном, берётся
отсюда. В некоторых случаях добавляю информацию из новостей (обычно она потом, с некоторой задержкой, появляется и в Википедии).
Запуски в рамках Sea Launch считаю отдельно от российской статистике, запуски Союзов с космодрома Куру - за французские. Собственно под французскими запусками я понимаю как французские, так и общеевропейские пуски с космодрома Куру. С тем, относить или нет Sea Launch и Союзы с Куру к российским пускам можно поспорить, но, в любом случае, изменение числа успешных пусков на один или два мало меняют показатель аварийности (простейшая математика: Россия в год выполняет около 30 орбитальных пусков, 1 авария на 30 пусков = 3.3% аварийности, 1 авария на 31 пуск = 3.2%).
Текущее состояние дел
В конце апреля мои ожидания на май были
такими. Вероятность хотя бы одного аварийного орбитального пуска у России мной оценивалась в 23.2% при 4-ых самостоятельных пусках. И авария в мае действительно
случилась: 16 мая 2014-го, 01:42 + 545 секунд полёта на высоте 161 км произошел отказ двигателя третьей ступени ракеты-носителя "Протона-М" со спутником Экспресс-АМ4 на борту. Спутник был потерян.
Одной аварии в этом году уже достаточно чтобы сказать, что улучшения надёжности российской космической программы не произошло, не смотря на бравурные заявления властей. Почему так происходит подсказывает другая майская
новость: руководство НПО имени Лавочкина, ведущего российского разработчика космический аппаратов, поймали на хищении 180 млн. рублей из гос. оборон заказа. Наивно считать, что это были последние такие негодяи. Про воровство миллиардов при работах над ГЛОНАССом стало известно ещё несколько лет назад и, как видите, это нисколько не помешало дальше воровать руководству другой связанной с космосом организации.
Про ГЛОНАСС я в мае тоже, кстати, в новостях прочитал:
Роскосмос решил проверить главного разработчика ГЛОНАСС - Поводом для проведения проверок стали серьезные сбои в работе ГЛОНАСС, произошедшие в апреле. Так, в начале месяца спутники десять часов подряд давали неверные навигационные данные, а 15 апреля на восьми космических аппаратах вновь был зафиксирован похожий сбой. Замечательная надёжность для спутниковой системы навигации двойного назначения? По-моему то, что это не привело ни к каким катастрофам это лишь показатель того, что никто всерьёз ГЛОНАССом для навигации в критически важных областях не пользуется.
В той же новостной заметке говорится: следующим предприятием, которое подвергнется ревизии, станет ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энрегия», на президента которой заведено уголовное дело по факту превышения полномочий и нанесения ущерба государству в размере 41 миллиона рублей. Вот она, типичная современная Россия: самое высокое начальство кругом ворует, вверенные им отрасли разваливаются своим чередом.
В общем, налицо полная импотенция российской власти в их жалких потугах навести порядок в российской космической отрасли, но власти
предпочитают называть это саботажем.
Мировая же статистика орбитальных пусков за январь-май 2014-го выглядит так:
Пока единственными происшествиями, ставшими достоянием общественности, кроме майской аварии Протона, стали ещё два российских ЧП в
марте: авария метерологической ракеты МН-300 (суб-орбитальный пуск), и сбой при доставке космонавтов на МКС посредством Союза ТМА-12М (стыковку пришлось отложить на сутки, никто не пострадал).
Прогноз на июнь
Средняя аварийность орбитальных запусков разных стран в 2014-ом году, по предсказанию от июня 2013-го, составляет:
Оно не учитывает разную аварийность для разных ракетоносителей, операторов пусков и т.д. и т.п. - в каком-то смысле это "температура усреднённая по больнице". Однако, в данном случае, она имеет очевидный смысл: 6.4% у России - на 16 пусков приходится одна авария, 1.2% у Франции - на 83 пуска приходится одна авария. При этом, возможно, некоторые ракетоносители у России летают вообще почти без аварий, а пуски ГЛОНАССа частенько оканчиваются фейлами. Предсказываемая аварийность неким образом автоматически усредняет, разную аварийность у таких разных случаев.
Предсказание вероятности хотя бы одной аварии у стран, анонсировавших запуски на июнь 2014-го (у России планируется 4 орбитальных запуска, у США - 3, у Франции - 1. Ещё один спутник собирается запускать Индия но по ней я предсказаний пока не делаю):
Ну и напомню предсказание вероятности различного полного числа аварий в 2014-ом году у России, США, Франции, Китая и Японии (да, есть уже и другие страны, летающие в космос, но мои прогнозы ограничиваются этой пятёркой):
Это предсказание основывается на предположении, что Россия в 2014-ом выполнит около 30 орбитальных пусков, США - около 17, Франция - около 7, Япония - около 3, Китай - около 13. Это предположение основано на том, сколько они запускали в предыдущие несколько лет и как это количество менялось, то-есть не очень точное. Так Китай пока лишь один спутник в этом году запустил, если верить Википедии, так что вряд ли он ещё 12 успеет запустить до конца года. Впрочем, возможно данные по Китаю на Вики просто запаздывают сильно.
Ну и конечно, этот прогноз можно обновить, посчитав сколько пусков уже состоялось, и что у России один пуск уже провален. Тогда выходит что мы ожидаем до конца года ещё 18 орбитальных пусков от России, 8 от США, 3 от Франции, 1 от Японии и 12 от Китая (точнее было бы посчитать сколько анонсированных пусков до конца года записано в Википедии, но мне (а) лень, (б) эти анонсы всё равно не очень надёжные), выходит так:
То-есть, скорее всего, Россия ещё один, а то и два пуска до конца года провалит. Остальные же страны - вряд ли, хотя, конечно, никто не застрахован.
Не уверен, что сделаю следующий отчёт на стыке июня-июля: уж очень много планов на лето. Если что, вернусь к этой теме в конце августа, а то и в сентябре :)