"
Turkey's Violent Protests in Context is republished with permission of Stratfor."
Краткий перевод статьи
Эскалация антиправительственных протестов в Турции в последние дни выявила ряд давно бездействующих линий разлома в сложном политическом ландшафте страны. Очевидно, что союз правящей Партии справедливости и премьер-министра Турции начинает разрушаться. Хотя он будет оставаться еще мощной силой в турецкой политике в течение некоторого времени вследствие отсутствия внятной оппозиции и поддержки на большей территории страны.
анализ
Детонатор взрыва нынешних событий был заложен 28 мая, когда небольшая группа молодых экологов собрались в площади Таксим в Стамбуле на сидячую забастовку в знак протеста против запланированного сноса стен, выкорчевывания деревьев и воспринимаемым как осквернение исторических памятников на площади в Gezi парка. Изначально мирные демонстрации вылились в насилие в ночь на 30 мая, когда полиция попыталась разогнать около 100 протестующих.
Рост несогласных
К экологам присоединились на следующий день высокопоставленные представители Партии справедливости и развития (Главной оппозиционной партии), светской Народно-республиканской партии (известный как ТЭЦ). Протесты вскоре переросли из сохранения деревьев Gezi парка в осуждение Эрдогана и его партии. Антиправительственные слоганы включали: "Долой диктатора", "Тайип, в отставку" и "Объединимся против фашизма".
Протесты быстро стали расти, когда начались выходные: более чем 10 000 людей пришли на площадь Таксим 1 июня. пришли на площадь из района Кадыкей, азиатской части Стамбула. Некоторые использовали Босфорский мост и стучали кастрюлями и сковородками в нарушение законов. Были сообщения, что бросали бутылки с зажигательной смесью, фейерверки и камни в полицейских, что побудило применения слезоточивого газа и водометов против протестующих. Тем не менее, насилие полиции вызвало осуждение и еще большие стимулы для объединения людей.
Ответ Эрдогана всех разозлил. Он сказал, что не будет поддаваться на крики «диких экстремистов», которые принадлежат к "идеологическим" противникам, а не "экологическому" движению. В ту же ночь начались беспорядки и около 5000 протестующих бросали камни в канцелярии премьер-министра в районе Бешикташ в Стамбуле.
Утром 2 июня проливные дожди прогнали протестующих с площади Таксим. И только несколько десятков человек собрались вокруг костров. Протестующие вернулись обратно на площадь во второй половине дня, в то время как Эрдоган сделал еще один дерзкий вызов, обвиняя Народно-республиканскую партию в нестабильности. Столкновения между полицией и протестующими возобновились, и около 1000 человек были задержаны и десятки получили ранения.
Пределы Эрдогана
Интересно проследить, как освещаются эти события в СМИ. Если передача агентсва Hurriyet выходит в эфир "поражения" Эрдогана с заголовками типа "Эрдоган больше не всемогущ".
То на другом конце политического спектра, финансируемых государством,информационное агентство Анатолия сообщает о протестах как "драке" между полицией и экстремистской молодежи. В целом же передовицы большинства газет предупредили Эрдогана за его "чрезмерную"уверенность в своей правоте и встали на сторону протестующих.
Пока инакомыслие растет, Эрдоган и Партия справедливости и развития все еще имеют солидную базу поддержки, а оппозиция по-прежнему не имеет надежной политической альтернативы. В то же время, Турция проводит очень амбициозную программу за рубежом, от мирных переговоров с курдскими боевиками и развитие нефтепроводов в иракском Курдистане. Чтобы эта решить эти задачи, стране нужны консолидация внутренних сил, которой, как оказалось, нет.