Dec 10, 2011 22:01
Сегодня Центр внешкольной деятельности "Эткер" г.Чебоксары проводил ежегодную XVIII-ую республиканскую научно-практическую конференцию обучающихся по экологии. Организаторы пригласили в жюри, назначили председателем секции "Экология позвоночных животных". На секции было представлено 9 докладов, из которых 7 были посвящены птицам, 2 - млекопитающим. К сожалению, уровень работ был средним, часто с методическими недочетами... Не было явных лидеров, разница между победителями и призерами решалась в 1-2 балла (из 150 максимальных). Работы были выполнены как учащимися городских школ (Чебоксары и Новочебоксарск), так и сельскими школьниками...
Из этих 18 конференций раз 15 в них присутствовал, в последние 8-10 лет постоянно приглашают в качестве жюри... К сожалению, не наблюдается качественного роста работ учащихся. Притом, что школьники приходят умные, увлеченные, готовые работать, заниматься научными исследованиями. Многие победители конференции сейчас обучаются в вузах биологической направленности, но не в Чувашии... Ну и правильно, здесь учится то теперь нечему, да и не у кого...
По-моему, это все следствие развала школьного образования, точнее системы внешкольной деятельности... Раньше, 10-15 лет назад, больше половины призовых мест (порядка 60-75%) занимали обучающиеся центров творчества, пришкольных кружков, в которых работали увлеченные педагоги дополнительного образования, учителя-биологи, в летнее время проводившие активные исследования природы родного края... И программа рассчитывалась исходя из 6 часов в неделю занятий с одним кружком. Сейчас в сельских районах практически не работают Центры творчества, если и работают, то чаще всего они заняты кружками культурологического характера (танцы, песни...). А чаще всего часы переданы в школы, в которых распределены между учителями по 1 часу в неделю и используются неэффективно. Кое-как еще держится центр творчества в г. Новочебоксарск, благодаря ежегодной "Школе дикой природы"... Надолго ли? Спад вроде начинается и у них...
Педагогические кадры быстро стареют, и за копейки работать в летнее время (самое нужное время для биологических исследований) уже никто не хочет. Активных учителей в районах республики остались единицы... Школьные учителя брошены на егэ, часы по биологии все сокращаются... Молодежь практически не идет в школу... Да и единственный в вузах республики факультет биологической направленности (бывший биолого-химический факультет Чувашского госпединститута) переориентировался, теперь это факультет естествознания и дизайна среды, в год готовит всего 10-15 человек биологов, а еще химиков, экологов, фито- и ландшафтных дизайнеров...
Все это привело к тому, что специалистов, занимающихся изучением биоразнообразия в республике остается все меньше. В вузах эта работа практически не ведется, специалисты остались лишь в научных отделах ООПТ федерального значения, а большая часть людей науку тянут в свое личное время за счет личных средств... Республиканских программ по комплексному изучению, мониторингу природных систем также нет... Кое-как выпущена Красная книга Чувашии (т.1., часть 2, животные), в которых по многим видам информация по находкам имеет низкую достоверность... Ежегодный мониторинг редких краснокнижных видов, который положен по закону, также Минприродой не финансируется...
Печальный вывод.... Кадры решают все, а этих кадров-то и не остается....
Чувашия,
власть,
мысли,
красная книга,
минприроды чр,
наука,
итоги