Свекровь защитила докторскую по экологии сегодня. 29 лет она исследовала устойчивость лесных растений к воздействию тяжелых металлов. В частности, влияние выбросов медно-никелевого комбината на Кольском полуострове, содержащих никель и медь на состояние лесных экосистем. Ученый совет высказывался в том духе, что фактического материала хватило бы на три диссертации. И как жаль, что нет какого-то удобного и простого вывода. Прямо, вот, вынь, да полож один всеобъемлющий критерий оценки "толерантности растений к загрязнению". Я думала, в научной среде с бОльшим пониманием относятся к тому, что обычно реальность сложна и оценивается не просто.
![](http://www.bigsauron.ru/valid234_h45119b7f01c024c3d606236938929011.jpg)
В общем, в работе много чего интересного, но многих, в том числе и меня, поразило то, что при значительном сокращении выбросов с 1981 года по 2009 г., изменении в производственном и технологическом процессе работы комбината, из почвы тяжелые металлы никуда не выводятся. Индекс загрязненности почв не меняется. Тут ещё повезло с возможностью оценить изменения индекса загрязненности почв в связи с перестройкой, когда комбинат не мог работать. Правда, это хорошо для нас, наверное (это уже мой дилетантский вывод). Если тяжелые металлы не вымываются никуда, а остаются в поверхностном слое почвы, корнях и надкорневой системе лесных растений, то значит они не попадают в реки, в воду, которую мы пьем, рыбу, которую мы едим и все прочее, что мы потребляем.
А ещё, если всё, что исчезает под воздействием пром. загрязнений, когда-то исчезнет, в пустыне мы не останемся. Есть несколько видов растений, которые отлично себя чувствуют, произрастая в таких почвах. Из названных я только какую-то разновидность Иван-чая запомнила. Это о том, что стоит воздерживаться от спекуляций на тему однозначно негативного воздействия антропогенного фактора на природу.
Ещё меня поразил факт, упоминавшийся в отзывах оппонентов, о том, что на Кольском полуострове люди выращивают пшеницу и подсолнух (Пшеница хорошо реагирует на никель с медью, а подсолнух - нет). Это же север! Какая пшеница? Какой подсолнух?!
И ещё: быть сосной - хорошо, быть мхом, лишайником и кустарником - плохо. Если я правильно поняла, хвойные деревья приспосабливаются к загрязнению почв тем, что углубляют корневую систему, чтобы питаться из слоев почвы, не затронутых загрязнением. А мхи и лишайники так делать не могут, поэтому они почти уничтожены в 35-40-километровой лесной зоне вокруг комбината. И на восстановление растительного покрова этой зоны по приблизительным оценкам может уйти лет 200, если вдруг случится чудо и медно-никелевый комбинат остановит деятельность. В зоне 65-70 км от комбината - примерно восстановление займет 50 лет (меньше и больше в зависимости от вида растения). Но в отсутствие чуда процесс самовосстановления затягивается на ещё больший срок, если вообще, возможен.
ЗЫ: Существует 163 опреления понятия устойчивости. 163. Это для мени многа.