(no subject)

May 03, 2015 20:57

Разговаривла сегодня с мамой и вдруг вспомнила, как года полтора назад мой психиатр выпытывал у меня истории семейных психических расстройств.
У моей тёти была шизофрения, сказала я.
Правда? А у кого-то ещё в семье была шизофрения? - обрадовался врач.
Ни у кого не было.
А как проявлялась шизофрения у твоей тёти?
Ну, вот так и так.
А эдак не было?
Не, не было.
А разэдак?
И разэдак не было. Так было, и вот так, и так.
А ты уверена, что у твоей тёти была именно шизофрения?
Как я могу быть уверена, я же не врач, да и её уж давно нет, не проверишь.
Да, правильно, согласился доктор. А у кого-то в семье бывало такое... - и перечислил признаки БАР.
Ты намекаешь, что у нас в семье у всех БАР? Запросто, но проверить мы это никогда не сможем, они скорее примут мученическую смерть, чем пойдут к психиатру.
Доктор посмеялся, а потом сказал, что у него всё же есть серьёзные сомнения в диагнозе шизофрения.

А мама рассказала, что диагноз этот её поставили, потому что надо было как-то её диагностировать. Врач, друг семьи, тоже считал эту шизофрению нетипичной, но в те времена в провинциальном дурдоме абсолютно все заскоки лечили галоперидолом и аминазином, так что сам диагноз особой роли не играл.
Когда её в первый раз увезли в больницу с острым психозом, она написала мне оттуда письмо, сказала мама после паузы. Я ничего из этого письма не помню, кроме одной фразы. "Я поняла, что я больше не Бог Света, а просто Света".

У меня в голове что-то щёлкнуло и всё наконец-то сошлось. Ощущение себя богом настолько типично для мании. Всё её нетипичное поведение было абсолютно типичным для униполярного маниакального БАР. В том, что остальные мои родственники немного психи, у меня уже давно нет сомнений. Сегодня выяснила, что и у мамы характерные симптомы были с юности, просто психоз ни разу не случился,а потому и до врача не дошло. А мы это всё друг другу списываем на дурь/излишнюю ранимость, мизантропию/альтруизм и т.д. - в зависимости от стадии. Биполярнутая семейка, блин.

А тётя моя... Я никогда не звала её тётей, отказывалась наотрез. Для меня тёти были дуры из очереди или соседки с карамельками. А она хорошая и красивая, она не тётя, она - Света. Умная, смешливая, она подмечала каждую мелочь и не упускала случая кого-нибудь подколоть или устроить шалость, а потом пожимала плечами: я же дура, что с меня взять.

Писала стихи, много читала, рассказывала мне такие сказки, самые смешные и добрые сказки. Была мощным эмпатом и психологом, после короткого общения могла рассказать о человеке такое, что нередко подтверждалось только спустя много времени. Была добрая и кристально честная во всём, политика была ей абсолютно чужда. Если она считала, что человек недоумок, она это именно так и называла. И была права.

У неё не было ни голоса, ни слуха, и, конечно же, она обожала петь. Пела она самозабвенно, компенсируя все недостатки громкостью. В школе учительница музыки просила её: Светочка, не пой, пожалуйста, просто рот открывай.

Она хорошо шила и учила шить меня. А когда никто не видел, даже разрешала самой строчить на красивом тяжёлом Зигере. Ноги мои не доставали до педали, и она садилась на корточки и руками качала педаль. Гардеробы моих кукол насчитывали несколько больших картонных коробок, содержащих всё, от трусов в горошек до модных болоневых курток.

Как-то кому-то не повезло при мне сказать о ней что-то обидное. Я даже не знаю, как это произошло, я всегда останавливалась при виде крови и никогда не била в лицо, но в этот раз я била и била по мерзкому рту, сказавшему гадость, мальчик кричал, он даже не сопротивлялся. Меня оттащили, я думала, будут разборки с родителями, но он постыдился сказать, что его избила маленькая худенькая вечно бледная девочка.

Больной человек в доме, особенно психически больной, это хорошая прививка от бездушия. От искушения оценивать всё и вся исключительно с позиций рационализма. Человек может производить не только станки и жрачку. Есть ещё любовь, внимание, сострадание, терпимость, чувство юмора и ответственность. Ответственность за таких вот бракованных человеков, всё ещё человеков, куда больше человеков, чем многие из молодых и здоровых. Тех, кто может научить быть чуточку более человеком.

мама, любовь, семья, биполярное расстройство

Previous post Next post
Up