Богушевская: "Человечество найдет себе новую планету"

Jan 26, 2011 10:26

Очень понравился сегодняшний пост в блоге Ирины Богушевской. Пусть и со свойственной всем философам наивностью, но по делу. Называется "Небо и земля".

Мы вчера с Даниилом случайно уцепили на Культуре фрагмент какого-то чужестранного науч-поп-фильма про космос. Снято так, что невозможно оторваться просто. Скажем, некий астрофизик поздним вечером ставит на стол в уличной кафешке горящую зажигалку, это типа Солнце, вокруг нее раскладывает на столе конфеты-драже, это планеты; потом - внезапно! - встаёт из-за стола, садится в машину и едет куда-то в ночь. Даня потрясённо шепчет "Забыл! Забыл зажигалку на столе!!" - а он вдруг останавливает машину, выходит из нее и объясняет: я проехал половину километра - и вот на таком вот расстоянии, если наша зажигалка - это Солнце, а драже на столе - это Солнечная система, на таком вот расстоянии от него находится облако комет.
К чему это я? там был ещё сюжет про одного учёного, который принимал участие в разработке и запуске Вояджера. И вот он рассказывает, что когда Вояджер стартовал с Земли, его дочери были совсем маленькими; когда они поступили в колледж, он летел, скажем, к Юпитеру; потом они вышли замуж и нарожали ему внуков - а Вояджер всё летит и продолжает передавать данные, и ему, учёному, а он лысенький уже такой и морщинистый, ему безумно интересно - что же за новые данные он пришлёт и какие научные открытия от этого произойдут. И какая от этого настанет польза всему человечеству.
И вот смотришь и понимаешь: перед тобой совершенно, абсолютно счастливый человек, который с интересом ждёт каждого нового дня - как же, а вдруг открытие? Способный к тому же до сих пор помыслить человечество как единое целое.
Такое редкое зрелище.

Да, я знаю, знаю, что происходит вокруг. Просто не хочу умножать количество бесполезных слов - на самом деле, вряд ли ведь убитые горем родные погибших коротают сейчас время в уютной жж-шечке или пуляют твиты; зачем им наши соболезнования. Зачем эта пустая аналитика, расчёсывание гражданской железы. Раньше надо было ужасаться, скорбить, стыдиться, призывать друг друга что-то делать - когда наши снаряды впервые полетели на Грозный, 16 лет назад. Там ведь были чеченцы и русские, и были женщины и дети. Я потом видела выставку - рисунки детей, переживших это всё, русских и чеченских. Ад был на этих рисунках. И было сразу понятно, что рано или поздно он придёт сюда, это ведь Кавказ, они никогда нам этого не простят. Нам - потому что нашим генералам была нужна эта война, война это ведь страшно выгодное дело, там такие бюджеты, - а мы их не остановили. Кто-то пробовал - я помню, ночью, накануне начала этой "операции", шёл прямой эфир как раз на эту тему, и там Макаревич и другие какие-то внятные люди говорили "это безумие, этого нельзя допустить, потому что это станет началом конца". А наутро в новостях просто передали, что началась чеченская кампания. И никакие тысячи людей не вышли ни на какие площади.
Ну, и теперь у нас тоже ад, то метро, то аэропорты, и у нас тоже горе и ужас, бессилие и отчаяние. И стыд. И много дыма и крови. как на тех детских рисунках.

Наверняка со мной кто-то захочет поспорить. Но до той войны, до 1996-го года не было ведь в Москве терактов. А теперь мы с этим постоянно живём - и погибаем. И нет здесь никакой безопасности, никакой стабильности, никакой защиты. Как это оспоришь.

И я не буду вступать ни в какие дискуссии по поводу тогдашней необходимости навести порядок в насквозь криминальной республике. Да, его надо было навести. Весь вопрос только в методах. Но сейчас не время разговоров, а время печали.

Правда лучше смотреть про космос; там, правда, тоже мало хороших новостей: через 600? или 60? - эти цифры все равно не помещаются в голове, - миллиардов лет Солнце наше превратится в красного гиганта и спалит эту Землю ко всем аллахам; на экране маленький тёмный шар падает на бушующую пламенами сферу, в кипящие вихри света; Даня прижимается ко мне покрепче и шепчет "Мне страшно", а я говорю "не бойся, милый, к этому времени человечество уже познает все тайны, построит прекрасные космические корабли и найдёт себе новую планету".

Чтобы и там продолжить в том же духе. Ну, вы понимаете. Но про это я помалкиваю.

И он говорит - а, ну тогда ладно, и успокаивается.
Previous post Next post
Up