Эпистемологический кошмар материализма

Dec 10, 2020 21:34

Naturalism's Epistemological Nightmare.

Тезисы:

1. Методологический натурализм и метафизический натурализм -- разные вещи.
2. Метафизический натурализм (материализм) в приложении к эпистемологии приводит к противоречию своим отправным предположениям. В предположении, что существуют только материальные сущности, потенциально измеримые и познаваемые научным методом (занимающие время и пространство), с помощью органов чувств (не обязательно непосредственно, но также и при содействии приборов), он вынужден согласиться с субъективным идеализмом, поскольку отрицает возможность непосредственного восприятия реальности нематериальной душой (и сознанием как её частью). Действительно, что такое, например, зрение? Что мы воспринимаем: внешний предмет? фотоны, отразившиеся от него и достигшие нашей сетчатки? Нервный импульс от сетчатки до зрительной доли коры головного мозга? или, наконец, электрическую активность участков коры, ответственных за обработку изображения?! Вот и получается, что в рамках материализма познание окружающего мира -- это фикция.
3. Хорошо, -- скажет материалист, -- но это же работает, вон, как наука продвинулась. Но такой "ход конём" в направлении прагматизма ничего не решает: в конце концов, кто сказал, что наука продвинулась именно благодаря, а не вопреки внутренне противоречивой наивной материалистической эпистемологии? Обозначенная проблема стоит перед материализмом во весь рост. Она нерешаема в рамках метафизического натурализма, что свидетельствует о его полном банкротстве. Она решаема исключительно признанием возможности восприятия реальности нематериальной душой. Такое решение проблемы не создаёт никаких трудностей для научного метода.

PS Важное для православных читателей дополнение:
  • В основном, в литературе, на ютубе и так далее мы видим полемику между представителями двух лагерей: материалистов и дуалистов. Однако Православие, скажем так, не совсем дуализм (по крайней мере, уж точно не аристотелевский, за который ратует автор публикации). Как всегда, Православие есть царский путь, средний, пролегающий между крайностями. C одной стороны, Ортодоксия отвергает и атеизм, и пантеизм, которые являются двумя сторонами одной медали: между Творцом и тварью пролегает непреодолимая граница иноприродности; между материей и духом нет плавного перехода. Мы признаём существование как материи, так и духовной реальности: нематериального творения и, разумеется, Самого Творца. Однако мы также признаём возможность облагодатствования (одухотворения) материи и проявлений духовной реальности в нашем мире. В грядущем мире, который мы ожидаем, в Царстве славы, плоть одухотворится и приобретёт новые свойства, бессмертие в том числе, залогом чего уже сегодня являются таинства Церкви, Царства благодати, в которых материя нашего мира получает освящение.

философия науки, эпистемология, натурализм, философия

Previous post Next post
Up