Физика и догматика

Nov 25, 2020 14:13

Недавно один посетитель предъявил мне претензии в том, что, когда я пишу о деградации, о распаде, о втором начале термодинамики, я хулю творение Божие, Божественный Промысл о мире и всемогущество Творца.

Да, да, уважаемый читатель, шишки на меня летят с обеих сторон. Но если шишки, летящие из лагеря эволюционистов-самособойщиков, более-менее ожидаемы, то претензии из лагеря их противников, тем более верующих, к тому же православных, да ещё и клириков, - это всё-таки достаточно редкая вещь.

Ниже я постараюсь ответить на это обвинение с точки зрения Православной догматики. Я понимаю, что разбор догматических вопросов не совсем соответствует заявленной тематике блога, и тем не менее, поскольку вопрос чрезвычайно важен, я постараюсь кратко ответить на это обвинение.

Согласно учению Православной Церкви о спасении, человек через грехопадение прародителей оказался в состоянии духовной смерти, подпав под проклятие Божие. Грех прародителей имел множество сторон, но корень его заключался в свободном гордом неповиновении воле Творца. Смерть физическая, хотя и с отсрочкой, но неминуемо последовала за смертью духовной. И мало того, она распространилась не только на всех людей, но и на весь остальной мир живой и неживой природы. Отягчающим вину Адама и Евы обстоятельством явилось то, что ко греху они склонились совершенно без принуждения, поверив клевете сатаны на Бога. Над ними не довлели греховные страсти, или привычки ко греху, являющиеся повреждением нашей природы и более или менее сильно склоняющие нас к совершению личных грехов. Они пали подобно тому, как пал до них сатана, то есть по гордости.

Весь человеческий род оказался в состоянии прогрессирующего греха. Грех проявился в нарушении богозданной иерархии в человеке: дух, утеряв общение с Богом, недугует, будучи порабощен плоти; силы души вместо того, чтобы быть помощниками духа, стали направлены на удовлетворение похоти плоти. Это греховное состояние отчуждения от Бога наследуется через плотское рождение и вменяется в грех всем потомкам Адама, появляющимся на свет от отца и матери. Более того, человек, будучи рождён во грехе, пропитывающем весь его душевно-телесный состав, никак не может освободиться от него сам, не говоря уже о том, чтобы помочь другим. Смерть через Адама вошла и в материальный мир: стало необходимостью "в поте лица", с большим трудом возделывать землю,"произращающую терние и волчцы"; в неживой природе стали проявляться несовершенства (от дислокаций кристаллической решетки до необратимого рассеяния энергии); животные перестали подчиняться человеку, стали пожирать друг друга и умирать. Общемировые последствия греха Адама можно суммировать в одну страшную тенденцию смерти, распада и деградации. Всё это на языке Священного Предания называется погибелью. Человек, будучи опутан грехом и порабощен ему, не только не мог исправить ситуацию сам, как не может утопающий сам себя вытащить за волосы из болота, но с каждым поколением лишь усугублял свое положение, умножая грех и нанося тем самым вред не только себе и себе подобным, но и всему миру.

Таким образом, для кардинального исправления положения требовалась помощь Бога. С другой стороны, определение Божие о наказании за грех человеку непреложно; думать иначе значило бы противоречить справедливости Божиего наказания за грех; к тому же, поскольку грех и смерть как его следствие пришли в мир через человека, через человека же должно было прийти и избавление.

Сын Божий, Предвечное Слово Безначального Отца, Единосущный Ему, нас ради человек и нашего ради спасения, Сам становится человеком, во всём подобным нам, кроме греха. Благоволением Отца Сын Божий Господь наш Иисус Христос вышеестественно, наитием Святого Духа рождается от Девы без земного отца, чтобы Самому при этом не наследовать грех Адама по человечеству. Сын Божий, Новый Адам, делает это для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти. Сам Он, не соделав ни одного греха, взял на Себя грехи всего мира и понёс за них побои, унижения, предательство и, наконец, позорную смерть на Кресте, к которой приговаривали лишь самых тяжких преступников. Воскреснув силой Своего Божества в третий день по Распятии, Он даровал верующим в Него не просто прощение, но оправдание, как если бы мы не согрешали вовсе, мир с Богом, бессмертие, славу пребывания одесную Отца и возможность обожения, то есть теснейшего соединения с Богом. Во Христе мы обретаем больше, чем потеряли в ветхом Адаме.

Царство славы, окончательное восстановление справедливости, уничтожение греха, победа над злом, хотя она уже и одержана Христом на Кресте, наступят всецело с воскресением мертвых -- одних для вечного блаженства Богообщения, других для вечного осуждения, -- со славным Вторым пришествием Его, Судом, на котором Он будет судить всех людей и падших духов, и с наступлением будущего века, которого мы ожидаем.

Бог попускает действие зла, однако лишь временно, до конца мира. При этом Он направляет зло к добру, попуская зло по Промыслу Своему, чтобы каждый из нас проявил в жизни свою волю либо во спасение, либо в осуждение.

Теперь остаётся признать, что если бы в мире, как утверждал мой оппонент, не было бы греха, болезней, смерти и проклятия, то не от чего было бы и спасать нас. Следовательно, в таком случае рушится всё Христианство, ибо если нет необходимости спасения, то нет и Спасителя.

Таким образом, я не только не хулю всемогущество и любовь Божию, но их утверждаю! Именно через спасение нас от греха, проклятия и смерти и стали очевидны любовь к нам Бога, Его всемогущество и премудрость.

апологетика

Previous post Next post
Up