В общем-то, всё это понятные вещи, но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Имеется изображение:
Что можно о нём сказать? Практически ничего, кроме размеров и цвета картинки. Можно ещё сохранить это изображение, ужав его архиватором, на диск и выяснить размер архивного файла. Это будет практическая оценка количества информации Шеннона, содержащейся в изображении.
Никакой функциональной информации это изображение само по себе вне контекста не несёт.
А теперь посмотрим вот эту последовательность изображений, откуда оно и было взято:
1.
2.
3.
4.
5.
Это кадры из к/ф "Солярис" Андрея Тарковского. Теперь можно сказать намного больше об интересующем нас изображении. В контексте визуального ряда кадров сцены из известного фильма можно заключить, что это вид из иллюминатора станции ночью. Более того, становится ясно, что кадр 4 несёт большую смысловую нагрузку: он подчёркивает страх героя перед неизвестностью чужой планеты.
Далее, легко представить совершенно иной информационный контекст, в котором тот же кадр 4 будет иметь другой смысл: например, где главный герой теряет сознание или умирает.
И, наконец, замечу, что количество информации Шеннона в файле, соответствующем кадру 4, такое же, как и на любом другом из представленных кадров (при условии, что файлы имеют одинаковый тип и один и тот же размер), тогда как количество функциональной информации заключено между нулём и количеством информации Шеннона для исследуемого объекта и меняется в зависимости от функции и контекста.
Итак:
- Информация Шеннона не отражает смысла сообщения.
- Передача функциональной информации (смысла) возможна только при условии установленного (загруженного) информационного контекста.
- Функция объективна и локальна по отношению к информационному контексту.