Почему я считаю, что последовательный материализм - тормоз научной мысли

Sep 03, 2021 14:31

Когда-то давно я уже высказывался на этот счёт. Тем не менее, повторю.

Иногда говорят, что наука атеистична в том смысле, что она не занимается духовными вопросами. Схожим взглядом называется утверждение об отсутствии пересечения интересов богословия и науки, известное в англоязычной литературе под названием Non-Overlapping MAgisteria (NOMA). ( Read more... )

вера-знание, философия науки, braindump, евгений кунин, вера, натурализм, атеизм

Leave a comment

tisserant September 3 2021, 20:49:46 UTC
//Вся современная наука совершенно атеистична, и, по-моему, это правильно,

Смотря какая наука. Математика например вполне теистична, еще со времен Пифагора. Читал в одной книге, что великий математик Анри Лебег отказался публиковать статью Цермело содержавшую аксиому выбора на том основании, что аксиома неявно подразумевает существование Бога. Только Бог может осуществить такой выбор, на котором основана эта аксиома. Несмотря на противодействие Лебега, аксиома выбора прочно вошла в математику. Ну и неудивительно поэтому что с ее помощью можно математически доказать существование чудес. Одно из таких чудес это парадокс Банаха-Тарского о том, что трехмерный шар равносоставлен двум своим копиям.

Reply

mns2012 September 3 2021, 21:08:10 UTC
Это вопросы интерпретаций, на мой взгляд. Но вера играет роль в науке и в качестве мотивации. Курт Гёдель, например, пытался доказать бытие Божие с помощью математики. В результате появились его знаменитые теоремы.

Я всё же думаю, что мысль о том, что бытие Божие можно доказать математически, наивна. Проиллюстрировать путем математических аналогий - да, можно, но доказать нет, потому что вера тогда бы обесценилась. Вера ценна в глазах Бога именно потому, что она - вера, а не знание. Хотя я подозреваю, что мы говорим об одном и том же. Я просто в слово "доказательство" вкладываю конкретный смысл.

Reply

ortoalex September 3 2021, 21:59:42 UTC
Вера,несомненно,имеет здравый смысл.Который заключается в том,что раз есть творение-должен быть Творец.

Reply

mns2012 September 4 2021, 09:47:22 UTC
Да, согласен. Это начало богословия: от созерцания творения восходить к Творцу. Это путь святой великомученицы Варвары.

Reply

irina_fadeewa September 4 2021, 03:35:23 UTC
Кроме мотиваций, Вера утверждает посылки. Причем любая вера (а без веры нет человека). Все теоретики от чего-то отталкиваются в своих умственных конструкциях. Априори в теорию закладывается якобы "общеизвестное". Например, атеисты/материалисты изначально утверждают, что земле миллиарды/миллионы лет, чтобы обосновать обезьянское происхождение человека и опустить человека до животного уровня. После этого они строят различные "цепочки", выискивая и подтасовывая доказательства. И никакие аргументы на них не действуют, потому что это вера.

Reply

mns2012 September 4 2021, 09:48:58 UTC
Кроме мотиваций...

Конечно, я с этого и начал. Вся моя запись об этом.

Reply

mns2012 September 4 2021, 10:09:10 UTC
Насчёт датировок вопрос интересный. Но думаю, что Вы упрощаете. В астрономии независимо тоже выводятся такие датировки. Но... есть и модели, в которых можно примирить молодую Землю с миллиардами лет вдали от Земли. Иначе как разрешить недоумение: свет от далёких звезд должен был идти до нас миллиарды лет. Получается, что либо нет таких гигантских расстояний (что представляется немыслимым), либо скорость света сильно менялась. В этих моделях учитывается, что время может течь по-разному в разных частях вселенной. Земля могла быть за горизонтом событий. Время относительно. Но я в этом вопросе не специалист.

Но как бы там ни было, Священное Предание главнее, чем наши измышления. Сказано день, значит день. Иначе получается пелагианство. Вот этот довод перевешивает все остальные.

Reply

irina_fadeewa September 4 2021, 10:23:44 UTC
Я специально упростила, чтобы заострить основную мысль.

Что касается датировок.
Я думаю, что креационисты, которые за буквальное понимание библейских текстов, даны для того, чтобы мы обратили внимание на явные натяжки и лживость науки. Пусть копают, они много ценного нарыли.

Но я считаю, что буквальное и символическое нельзя разделять в священных текстах. Когда это понимаешь, тогда наступает потрясение и мысль о том, что такое мог написать только Бог. В этом смысле я не исключаю, что первый человек появился тогда, когда появились первые рисунки в пещерах Альтамиры (археологи, кстати, говорят о том, что законченный человек-творец удивительным образом появился вдруг и сразу, не зафиксировано никакой эволюции, это всего лишь умственные конструкции дарвинистов). Бога можно рассматривать, как горшечника, который может и скомкать первоначальный, неудачный проект. Он ведь не волшебник! :) День и неделя, в которые творил Создатель, дает нам в будущем образ и подобие для подражания. И так далее...

Reply

irina_fadeewa September 4 2021, 10:28:39 UTC
Вообще, ключ для понимания Библии - это Человек. Все крутится только и исключительно вокруг Человека. Всё остальное дается в очень символическом контексте. Потому что это неважно для спасения.

Reply

mns2012 September 4 2021, 10:54:07 UTC
Буквальный смысл никто не отменял :) Тем более в тех вопросах, которые связаны с догматикой

Reply

irina_fadeewa September 4 2021, 10:59:58 UTC
Всё зависит от того, как понимать эту буквальность :) например, мир любого человека ограничен восходом и закатом, он твердо стоит на ногах, а фундамент дома служит ему и его потомкам веками. В картине мира человека, который не читает географические схемы и карты, нет понятия о том, что земля круглая и вертится :) Для того, чтобы спастись и попасть в Царствие Небесное, ему это знать совсем необязательно.

Reply

mns2012 September 4 2021, 11:01:37 UTC
Это да, но человеку для спасения важно знать, что смерть пришла в мироздание с грехом Адама.

Reply

irina_fadeewa September 4 2021, 11:04:20 UTC
Как может помочь этому знание о том, сколько лет земному шарику??..

Мы все страдаем многознанием, которое уводит нас от главного. Большинство полученных нами знаний так никогда и не пригождается нам в жизни. А очень часто приводит нас к ошибкам и страданиям. Во многия знания многия печали © ...

Reply

mns2012 September 4 2021, 11:10:02 UTC
Очень просто. Нужно знать, что только грех Адама - причина смерти в мироздании. Если Земле миллиарды лет, значит, смерть должна была быть естественной в биосфере до появления Адама. А это практически пелагианство. Пелагий говорил: Адам бы умер, если бы даже и не согрешил.

В Православии учение о смерти связано с догматом Искупления: от чего нас искупил Господь?

Reply

irina_fadeewa September 4 2021, 11:14:53 UTC
Если Земле миллиарды лет, значит, смерть должна была быть естественной в биосфере до появления Адама.

Не совсем понимаю связь. Имеете ввиду те 7,5 тысяч лет, которые отцы считали по праотцам?.. Но считать надо по родам и коленам (Имя буквально, род и колено - символически), а это не поддается точному исчислению.

Reply

mns2012 September 4 2021, 11:17:52 UTC
Да, 7.5 тысяч лет. Это Священное Предание.

Reply


Leave a comment

Up