Я и мои родители (ч.1)

May 19, 2010 08:56

Я хочу написать о моих отношениях с моими родителями. В основном, для того чтобы самой разобраться. Заношу под кат. Поскольку вещи, о которых пишу, очень личные, прошу быть деликатными в комментариях.

Я - поздний ребёнок. Мой старший брат родился на 11 лет раньше меня. И сразу же попал под обстрел в роль главного исполнителя родительских амбиций. Отцовских, в основном. Возложенную на него миссию не выполнил. Собственно, в этом и вижу причину конфликта между ним и родителями длящегося почти во всю жизнь.
Когда я была мала, я только видела и запоминала отдельные эпизоды или общие ощущения. Анализировать я начала гораздо позже. Я помню, что всё детство моё пелась песня, что Миша (мой брат) - плохой. Для меня он был такой интересный, привлекательный плохой. Но это неважно. Я чётко ощущала позицию родителей.
Родители мои в процессе воспитания во всю использовали и манипулировали чувством вины у ребёнка. Это очень сильное чувство. Ну, это общий стиль у многих родителей: ребёнок сделал что-то неудобное для родителей, его надо пожурить, он чувствует себя виноватым и больше так не делает. До сих пор мои родители с гордостью рассказывают, что когда отводили маленького сына в сад, чтобы он не плакал, использовали такой приём: при подходе к садику начинали его ругать. Не важно, за что. Но ребёнок становился печальным, задумчивым и даже радовался, расстоваясь с родителями и уходя в группу. Другие дети плакали, а их сын - нет.
Мои родители - педагоги. Мама всю жизнь проработала с детьми: в детсаду и в интернате для умственно отсталых. Отец проработал в школе учителем физики несколько лет, потом ушёл на завод по причине маленькой зарплаты. Работал баллансировщиком роторов, а потом контролёром ОТК. Они были очень прокоммунистически настроенны, но в компартии не состояли. Мне-маленькой они объясняли это тем, что считали себя недостойными. Отец хорошо знал историю КПСС и консультировал перед экзаменами абитуриентов. С горящими глазами рассказывал он, как надо отвечать на вопрос: "Триумфальное шествие советской власти".
Вторым столпом родительской семейной педагогики было убеждение, что хороший родитель - это объективный родитель. А объективный родитель - это в первую очередь самокритичный родитель. То есть не самокритичный, а своего_ребёнка_критичный. Потому как если родитель своё детя хвалит, то это потому что он не может справится со своею родительской любовью, которая, как известно, слепа. А хороший родитель видит недостатки. Это в большей части относилось к моему брату, и в небольшой части - ко мне. То ли ко мне родители относились иначе, то ли я удовлетворяла родительские амбиции в гораздо большей степени, то ли по отношению ко мне они уже не могли справится со своей родительской любовью... Но я была в целом хорошей девочкой. А брат был плохим.
Если вы сейчас спросите моего отца о моём брате, то он и сейчас, наверное, будет рассказывать только плохое. Единственно хорошее, о чём я слышала о своём брате от своего отца - это рассказ о том, как брату поставили в раннем детстве диагноз "порок сердца", а отец возил его по разным врачам и даже в Москву, и доказал, что никакого порока сердца нет.
Зато остальные его рассказы отрицательны. С особым упоением он описывает какой-то случай, когда на общем утреннике или на каком-то детском празднике Мишка не участвовал в общей массовке со всеми детьми, а ушёл в угол и утянул ещё некоторое количество детей, и там они играли во что-то своё, бесились, не участвовали в общей программе. С какой-то особой гордостью отец заявлял, что "именно тогда я и понял, что мой сын - ассоциальный тип." Ну, и тому подобное. Может, я ошибаюсь. Но мне всегда чудилось какое-то самолюбование отца, когда он ругал моего брата. Дескать, посмотрите, какой я объективный отец. Может, я не права. Со времён моего детства отец не изменился.
Мама, конечно, много расскажет хорошего про сына. Расскажет, что во многом она сама была виновата. Одна из её ошибок, как она считает, что она слишком слушала отца.
Но это - сейчас. А тогда, 30 лет назад, я мало что понимала. Даже сейчас не понииаю толком, чем же мой брат был "плох". Ну, учился плохо. То есть не так хорошо, как хотели, наверное, родители. Хулиганил. В чём заключалось хулиганство, я не знаю. Только помню, что это слово употреблялось в отношении брата. Курил. Причём он утверждает, что именно я закладывала его родителям. :))) Не помню. Приходил домой слишком поздно. Это я помню - он приходит домой, уже темно, мама плачет, а он говорит - но у меня было десять уроков. А я лежу в кроватке и думаю - ого, что же это такое, десять уроков.
Брат мой совсем не похож на меня. Он очень общителен, экстравертен. Впрочем, я его плохо знаю даже сейчас. Но по темпераменту он близок к сангвиннику в классическом варианте. Всегда у него было много друзей. Это ставилось в вину - "шут, клоун, слишком много друзей, а должно быть мало, но верных" - вот эти слова помню из детства. Ещё отец говорил: "улица портит некоторых детей, а Мишка портит улицу". Ну, вы помните, было такое мнение, что хороших деток портят плохие ребята на улице. Так вот, отец считал, что Мишка и есть такой портящий. В любом конфликте он вставл на сторону обвиняющую.
Родственники сейчас говорят, что отец очень хотел, чтобы Миша поступил в университет. Именно в университет. Не важно, на какой именно факультет. Бабушка рассказывала, что он хотел, чтобы Миша получил профессию, позволяющую ходить в белом халате. Но я ничего такого не помню - чтобы были ссоры по поводу того, куда Мише поступать. Я думаю сейчас, что театральный институт весьма бы подошёл моему брату. И клоун, между прочим, неплохая профессия. Хотя и не подразумевает белый халат. Мой брат действительно умеет развеселить, рассмешить компанию. Тамода из него хороший бы получился. А может, рекламный агент, продавец (но не который за прилавком стоит, а который по домам ходит и телефоны, например, предлагает). Специалист по связям с общественностью. Посредник. В общем, "общительная" профессия. Но ведь это был Советский Союз, (мой брат - 63 года рождения), и многие вещи были запрещены.
А может, он стал бы хорошим психологом. Он имеет удивительную способность появляться у тебя, когда тебе очень-очень плохо. Кажется, хуже уже не бывает. И Мишка появляется будто случайно, и делает именно то, что требуется в данный момент. Или долгий разговор по душам, или пройтись по улице, болтая "ни о чём", или просто посидеть молча покурить. Одной фразой, весёлым каламбуром он называет твою проблему по имени, и ты неожиданно для себя обнаруживаешь, что смеёшься, а проблема сворачивается в эту маленькую смешную формулу и испаряется.
Песня есть у Дольского:
"Он с нам грустит и смеётся,
Про жизнь говорит, про погоду,
И за день нам с ним удаётся,
Что раньше давалось по году"
Точно про моего брата.
При этом он может не слишком любить того человека, которого спас. Не слишком дружить с ним. Так, появился в нужное время в нужном месте, и улетел. Он вроде Мэри Поппинс. :))) Но есть много людей, которые его трепетно любят и готовы ради него на всё. Их симпатии к моему брату переносятся и на меня. С некоторыми из таких людей я сейчас в дружеских отношениях, они действительно очень верны Мишке. Так что отец был не прав, когда говорил, что настоящих друзей у него нет.
Когда вы встретите его, вам покажется, что вы его хорошо знаете, что он очень похож на вас, что он вас отлично понимает, с ним легко и уютно. На самом деле, мало кто знает моему брата хорошо.
Но я пишу всё про брата.

размышления, я, воспоминания о детстве, брат

Previous post Next post
Up