Мои воспоминания о дет.садике в основном положительные. Не помню, чтобы я плакала, не хотела уходить от родителей, чтобы у меня в садике были проблемы. Без затруднений меняла дет.сады, если мы переезжали. У меня всегда были друзья. Я дружила в основном с мальчишками. Мы играли в «войнушку», искали клады. Гораздо интереснее, чем «дочки-матери»
К тому времени, что я пошла в сад, моя мама была не просто опытным воспитателем, но и инспектором детских дошкольных учреждений. В последнем моём дет.саду она работала методистом. Так что в плохие садики я не попадала :-) И отношение ко мне было очень хорошим.
Впрочем, относились ко мне хорошо не только из-за мамы. Я была, что называется, «хорошей девочкой». Послушной, разумной. Я не была тихоней, наоборот, в саду была нагловатой, с задатками лидера. Помню, как я защищала в раздевалке мальчишку умственно отсталого, его травили у меня в группе. Но... я знала, что поступаю хорошо - в садике все друзья и должны помогать друг другу. Взрослые будут на моей стороне. Почему они сами позволяют обижать этого мальчика, я тогда не задумывалась. Но я всегда чётко понимала, что такое хорошо, что такое плохо. Ясно знала, что требуется от меня в данный момент. Немного доходило до телепатии. В садике и в младшей школе недоумевала, как это некоторые дети могут не понимать, что значит хорошо себя вести и не могут хорошо учиться.
О, про меня смело можно было сказать - прекрасно социализированная девочка. Правда, в старшей школе это стало пропадать. А сейчас и следа не осталось от «прекрасной социализации» :-) Но это совсем другой вопрос.
Утренники я любила. Стихи, песни выучивала быстро. Не боялась выступать. Подготовка к утренникам в советском дет. саду была основательной...
Я помню такой случай из садика. Мне было чуть более трёх лет (в сад я пошла с трёх). Мы репетируем перед утренником. Все дети уже в нарядных одеждах, белые платьица, рубашечки. Любопытное свойство памяти - этот случай я помню потому, что осталось в памяти, как я уже в более старшем детсадовском возрасте вспоминаю этот случай «какие мы были маленькие и глупые и устраивали такие простые утренники»
Мы находимся в какой-то небольшой комнате, там одни скамейки. Девочек и мальчиков сажают на разные скамейки.
- Девочки будут белочками, мальчики - зайчиками, - объявляют нам, - Дети, что делают зайчики?
- Прыгают! - отвечаем мы.
- Пра-а-авильно! А ну-ка, мальчики, покажите, как прыгают зайчики!
Мальчики складывают ручки лапками и прыгают. От прыжков им становится весело, они смеются. Смутно припоминаю, что мальчикам на головы прикрепляют какие-то ушки.
«Теперь нас спросят, что делают белочки. Надо отвечать - тоже прыгают» - странно, но я помню некоторые свои мысли. Я немного недоумеваю - почему воспитатели спрашивают, как прыгают белочки? Они что, сами не знают? Но если им нужно, мы можем показать. Ведь это совсем не трудно! Кроме того, воспитатели такие милые, добрые. Я люблю своих воспитательниц, и они любят меня. А иначе и быть не может! Иначе мой маленький мир развалится. Он лержится только на любви.
Я не очень хорошо знаю воспитательниц в лицо. Лица высоко, я их не часто вижу, чаще я вижу ноги. Воспитатели представляются мне как что-то общее. Как круги. Или, скорее, как овалы. Нет, не потому что они толстые :-) Они такие обтекаемые, у них нет острых углов. У них плавные движения, спокойные голоса, приятные на ощупь тёплые одежды мягких нерезких цветов... Конечно, я люблю их. И мне очень важно делать всё так, чтобы они тоже любили меня. Тем более что мне это совсем не трудно. Но почему-то мне важно, чтобы они любили и всю группу. Необходимо ощущение, что мы все - хорошие, все дети в группе должны делать всё правильно. Хотя я не всех детей помню по именам. Но наша детсадовская группа тоже представляется как что-то общее. Вот таким общественным человечком я была. :-) И мы прыгаем, девочки - белочки, мальчики - зайчики.
А вот ещё история, которую я припомнила уже во взрослом возрасте, когда мой старший сын (ему было тогда 3.5 года) ходил в сад.
Мне примерно столько же лет. Нас заводят в зал для музыкальных занятий. Это уже не репетиция, а утренник. Нарядный зал полон народа, мы тоже в белых праздничных одеждах. Я знаю этот зал, музыкальный работник (так называется красивая тётя за пианино) играет весёлую музыку. Тут проводят специальные музыкальные занятия, мы должны ходить по кругу на пятках или на носках или прыгать под музыку. На этот раз выдают какие-то шарики или флажки, мы должны нести их в вытянутой руке (смутно помню), высоко поднимать колени, тянуть носочки и шагать в такт. Надо идти каким-то специальным способом, внутренний круг идёт в одну сторону, внешний - в другую. Или что-то вроде того. Обычно я легко схватываю, что от меня требуется... Но на этот раз происходит сбой. Вся группа идёт не так и не туда.
Воспитатели пытаются нас как-то перестроить, направить. Они не говорят прямо между собой. Они переглядываются, перемигиваются. Мне кажется, что овалы начинают мигать тревожными светами. Впрочем, это длится очень короткое время. Воспитатели опять улыбаются, спокойными певучими голосами подбадривают нас, хлопают в ладоши...
Уже работая в дет.садах, я наблюдала, что дети на праздниках могут пойти совершенно не туда, танцевать совсем не то и вести себя совсем не так, как на репетициях. Опытные умные воспитатели советуют никогда не пытаться перестроить детей, заставить их действовать «правильно». Разумнее оставить всё как есть. Зрители ведь не знают, как должно быть.
Видимо, мои воспитатели как раз умные и опытные. Они не пытаются остановить нас. Нарядные детки в белых гольфиках выглядят так трогательно! Родители пришли полюбоваться на них, и не важно, что первоначальный план сорвался.
Но я-то - не дура! Я понимаю, что всё идёт не так! Я уловила искру тревожности между воспитателями. Я не знаю, куда идти. Я только понимаю, что надо высоко поднимать колени и шагать в такт. Я - музыкальная девочка, у меня хорошо получается. Меня подхваливают, я стараюсь. Но я не понимаю, что будет, когда я дойду до стены. Куда повернуть? А вдруг я сделаю что-то не так? А вдруг перестану делать «хорошо»? А вдруг потяряю всё, что имею? Коричневые овалы перестанут любить меня? Что тогда будет? Но мне ещё не страшно, нет. Только тревожно немного. Звучит весёлая музыка, я шагаю в такт и правильно держу флажок. До стены ещё далеко. А пока я высоко поднимаю колени, со мною ничего не случится.
Вижу маму. Я всегда рада, когда я её вижу на утренниках, как и все другие дети. В зале много людей, чтобы увидеть меня, мама как-то болезненно вытягивает шею, выглядывает из-за чьих-то спин. У неё несчастная улыбка. Мне почему-то очень жаль её. Мне вдруг кажется, что она тоже не знает, куда мне поворачивать, когда я дойду до стены. Мне хочется подбежать к ней, чтобы она не выглядывала так из-за чужих спин.
А вдруг и воспитательницы не знают, куда мне дальше идти? Что я тогда буду делать? Мне становится ещё тревожнее... Возле стены просто повернули за плечи и пошла в другую сторону, делов-то! И я успокоилась и дальше уже не помню что было. Помню только этот короткий эпизод.
Но почему-то кажется, что я не вышла из зала. До сих пор так и иду, высоко поднимая колени.
Я нашла фотографию - по-моему, именно этот момент и запечатлён на снимке. Всё выглядит очень мило.
![](http://pics.livejournal.com/binun/pic/0000ds7x/s320x240)