Итоги, но не года

Dec 31, 2015 07:30

Через два с небольшим месяца этому журналу стукнет 12 лет. Представляете, он всего лишь на неделю младше Фейсбука.

Последние 2-3 года я уделяю некогда любимой жежешечке все меньше и меньше времени, и все же она в отличие от большинства из первой сотни моих френдов до сих пор жива. Среди современной жж-ной движухи я уже давно чувствую себя представителем какого-то давно вымершего вида, который так и не сумел или не захотел приспособиться к стремительно меняющимся условиям, примерно как описывал Пелевин в своем Поколении Пи Гиреева.

Сегодня, в канун Нового Года я хочу рассказать краткую историю самого себя в ЖЖ, и мой личный взгляд на его эволюцию.

1. Песочница

Я попал в ЖЖ в том возрасте, когда только начинают формироваться прочные социальные связи, все было радужно просто и понятно без какого-либо двойного дна: смотрите, вот он я, тут я буду писать все подряд без разбора о том, что думаю об окружающем мире, кому интересно - будем друзьями. Эти первые связи были самыми искренними и настоящими - тем, чем наверняка и предполагал их изначально Бред Фицпатрик - взаимной симпатией к мыслям и манере их изложения без скрытого профита. При этом выборка пользователей по очевидным причинам на тот момент была на много порядков лучше, чем сейчас: чтобы хоть как-то поучаствовать в движухе, нужно было как минимум адекватно выражать свои мысли в тексте да и вообще много писать. Тогда это не казалось чем-то особенным, потому что просто было не с чем сравнивать. При этом вся аудитория была более-менее интерактивна, толпы молчунов-читателей развлекательных блогов появились значительно позже.
В это прекрасное время я активно учился общаться с совершенно незнакомыми людьми с совершенно разными точками зрения, интеллектуальным и эмоциональным уровнями. Сначала это были многостраничные срачи, веселые метания говном, зачастую переходящие в ожесточенные и по-настоящему злые перепалки, потом попытки вести аргументированный спор, потом попытки вести неаргументированный спор с четким пониманием, что оппонент прав. Еще чуть позже пришло понимание, что правота оппонента не мешает тебе завоевывать симпатию аудитории и срывать банк, когда тот выходил из себя. Бывало, что приходилось признавать свою неправоту и это тоже потихоньку обточилось в определенное умение оставлять себе варианты красиво выйти из ситуации. Спустя некоторое время обрисовались десятки различных стратегий общения и быстрая, буквально по 3-4 репликам, оценка собеседника на предмет выбора наилучшей из них. Короче это была хорошая школа общения текстом (когда есть время подумать, что ответить, и время, чтобы правильно сформулировать ответ).
Помимо общения, конечно, было еще и самовыражение, иногда переходящее в графоманство - нужно постоянно было искать тему, чтобы она затягивала как можно больше желающих, иначе можно было написать много текста вникуда. Впрочем, даже много текста вникуда давало свой профит - если в школе написать сочинение на пару страниц для меня было уже серьезным стрессом, то в жежешечке я натыркался писать не напрягаясь столько осмысленного текста, сколько захочу.
Все эти игры в песочнице впоследствии мне очень пригодились в жизни. Умение хорошо общаться в сети - очень ценное качество, которое до сих у многих почти отсутствует.

2. Социальные игры

Как показало время, вся эта идиллическая модель общения, заложенная в ЖЖ Фицпатриком и описанная выше, находилась в состоянии крайне неустойчивого равновесия и вскоре начала обрастать производными сущностями, которые в конечном итоге просто сожрали ее целиком, не оставив и следа. Смотря на эту метаморфозу сейчас, из почти уже 2016 года, я не испытываю никакой тоски или сожаления, понимая, что это было логично и неизбежно, как неизбежно заканчивается прекрасная пора детства. В основе произошедшего было несколько отправных моментов: во-первых, конечно, количество друзей, читающих твой журнал, было публичной цифрой, которая подразумевала легкую возможность мгновенно оценить интересность оного и заодно сравнить один журнал с другим, и надо ли отдельно упоминать, что желание померяться всем, чем только можно, у людей зашито в самых базовых инстинктах. Во-вторых, феномен взаимного френдования - "если человек начал читать мой журнал, то он проявил ко мне внимание, это так льстит моему эго, отблагодарю-ка его тем же". Второе давало возможность очень быстро набрать много читателей, пользуясь их наивностью, тем самым привлекая к своему журналу повышенное внимание. Очень многие довольно быстро прониклись простотой и доступностью этого механизма и "заработали свой первый социальный миллион" - стали тысячниками. Конечно же, были и "честные труженники", кто сделал большую аудиторию лишь собственным талантом. Однако одних от других было легко отличить по второй цифре - количеству людей, которых читает сам автор. Очевидно, что если автор читает всего с десяток журналов, а его читает несколько тысяч, то видимо действительно есть за что. Поэтому для себя я довольно быстро сформировал более правильный критерий крутости, нежели количество читателей - разница между одним и другим.
Разобравшись со всей этой нехитрой историей, я выработал для себя внутренний принцип, гарантировавший (мне самому, конечно), что цифры, которые я вижу в своем профиле, адекватно отражают интерес аудитории и ценность моего журнала: во-первых я полностью прекратил взаимно френдить кого бы то ни было, во-вторых, добавление нового журнала в ленту стало строго следствием интереса, возникшего к его содержимому, исключение я делал лишь для людей, с которыми я был знаком в реале. Этот принцип хорошо себя зарекомендовал и жив и по сей день. Был, кстати, даже год, когда я добавил в ленту всего то ли два то ли три журнала.

3. Читатели и писатели

Было бы очень наивно принимать описанное за полную картину, были и другие стратегии выбиться в тысячники - многие постоянно комментировали и писали посты в коммьюнити с большой аудиторией, нарочито часто обращая на себя внимание, были сплоченные тусовки, в которых каждый френдил каждого, тем самым вытаскивая наверх, иногда люди просто обменивались аудиторией рекламируя друг друга у себя в журналах, или всего по чуть-чуть, ну а позже начали просто приходить известные за пределами жж люди, медиа-персоны, политики, актеры, писатели, набиравшие большую аудиторию почти мгновенно. Чем больше появлялось журналов-тысячников, тем сильнее они отсвечивали в поисковиках, что привело к наплыву молчунов с пустыми журналами, зарегистрировавшимися только ради того, чтобы читать и изредка комментировать что-то конкретное. Так или иначе случилось расслоение более-менее однородной аудитории, где каждый был активным участником движухи, писал в свой жж, комментил и читал других, писал посты в коммьюнити. Появились люди с большой аудиторией, кто только писал, почти не принимая участия в общении (я бы сравнил их с телеканалами) и огромная серая масса безликих читателей. На фоне этих двух групп основное активное ядро использовавших жежешечку для общения и самовыражения почти потерялось.

4. Чуть-чуть про оффлайн

Еще задолго до регистрации в ЖЖ я уже довольно ясно понимал, что наилучшим результатом общения в сети может быть только общение в реале. Питер - город большой, поэтому местная оффлайновая тусовка самозародилась довольно быстро, с большой теплотой вспоминаю времена, когда раз в неделю, а то и чаще собирались по 15-20 человек без какой-либо внешней организаторской движухи на чистом интересе к общению вживую. У меня до сих пор есть много друзей, кто давно уже не ведет свой журнал, но никуда не делся в реале. Живые люди в реале были и остаются главным профитом, извлекаемым отсюда.

5. Баблоизация

Запах бабла витал над жежешечкой задолго до её официальной монетизации, про которую я даже не стану отдельно упоминать. Началось все с проплаченных постов со скрытой рекламой. Первое время было действительно непонятно, что это реклама, авторы прикладывали определенные творческие усилия, чтобы все выглядело естественно, в комментариях к таким постам была вполне нормальная движуха. Но чем дальше, тем меньше прикладывалось усилий, чтобы скрыть от аудитории, что она хавает на самом деле. По ЖЖ прокатилась череда скандалов, после которой некоторые начали откровенно помечать посты рекламой, а чуть позже уже без труда можно было узнать расценки на публикацию. Стало понятно, что многие пишут все остальное уже только ради того, чтобы удержать аудиторию для показа рекламы, творческая составляющая стала потихоньку сдавать. И это было бы еще полбеды, но поняв, что их жежешечка вот-вот перешагнет количество читателей, после которого открываются ворота в мир почти халвяного бабла, куча интересных вменяемых людей начала отращивать себе недостающую аудиторию, наплевав на ее качество, при этом атмосфера подачи постов быстро скатилась от душевной "вечерние посиделки на кухне чаем и разговорами за жизнь" до накрахмаленной "заранее вызубренная презентация перед актовым залом, полным инвесторов", став в самом лучшем случае аналогом глянцевых журналов. Весь этот процесс был мне глубоко противен, но сваливать из жежешечки я все равно не собирался, просто стал больше писать и меньше читать ленту.
Чуть позже, с приходом одного малоизвестного оппозиционного политика, начался уже полностью кромешный ад пизды: целые офисы оплачиваемых троллей, потоки говна в комментариях и толпы ботов, прибегающих по первому же упоминанию ключевого слова. Пришлось закрыть комментарии от анонимов и принципиально не писать о политике вообще. Хуже всего, что, глядя на это, многие нормальные люди начали бежать из ЖЖ, как крысы с тонущего корабля. Если раньше на каждый мой чих меня комментировала куча людей, то после всего этого остались считанные единицы. И еще хуже, что я теперь про многих не знаю, пишут ли где-то они сейчас, те, которых я когда-то читал и с удовольствием комментил.

6. Мрачное настоящее

С введением социального капитала оказалось, что не общение генерирует аудиторию и рейтинг, а стремление удержать рейтинг генерирует общение, ибо стоит только замолчать - социальный капитал падает (в отличие от аудитории, которую твое отсутствие в ленте напрягает чуть менее чем никак). Принятие подобных правил игры для меня означало бы потерю свободы самовыражения. Я пишу только, когда мне захочется, а не сдаю норму выработки текста в обмен на циферку, с которой можно пойти в ларек к рекламодателям.
Почти все журналы теперь - о чем-то, тематические. Просто журнал в формате пишу что и когда хочу никто не ведет. Почему? Наверно потому что плохо монетизируется. А если плохо монетизируется, то зачем вообще что-то делать. О том, что можно писать просто так, в среднем по больничке давно забыли. Самая жесть - это однотипность формата подачи материала, такое ощущение, что не человека читаешь, а смотришь телек, какой-нить энималс плэнет, один журнал - один канал. Обязательно должны быть картинки, в пропорции 20 картинок на одну страницу текста. Из аудитории таких журналов этот пост, думаю, не осилит прочитать вообще никто, про понять даже не заикаюсь. Все посты сводятся к нескольким похожим шаблонам: анонс, путешествие, репортаж-экскурсия, репортаж-процесс, репортаж-отчет с мероприятия и все в одном и том же лингвистически корректном бодром тоне. Любая движуха устраивается централизованно, так и вижу как сидят в каком-нибудь пиар-отделе какой-нибудь компании манагеры и листают каталог блоггеров, очень похожий на каталог шлюх и выбирают, каких трех-четырех выписать для новой презентации или теста продукции, а на выходе получаются 3-4 близнеца-поста-отчета с обязательными ссылками друг на друга.
Наверняка изнутри вся эта кухня выглядит далеко не так мрачно, но отношение у всех к этому как к работе, с графиком и обязательствами, а творчеством там точно давно не пахнет. И напоминает оно безжизненный конвейер: заказчики контента -> производители контента -> потребители контента и любое общение строго в рамках сего процесса.
С другой стороны, я знаю несколько журналов фотографов с фантастическими по красоте картинками, под которыми оставляют в среднем 2-3 куцых комментария, потому что реакция у среднестатистического листателя в лучшем случае конвертируется в лайк. А лет семь назад каждая подобная картинка вызывала кучу движухи в комментах, потому что зрители еще могли связать больше двух слов в осмысленную реплику.

7. Вместо послесловия

И вот стою я сейчас посреди этого завода по производству контента, движухи вокруг - жопой жуй, крутятся и щелкают сотни замысловатых механизмов, а пообщаться не с кем. И вспоминаю времена, когда на этом самом месте был главный городской базар с галдящей разношерстной толпой, и с каждым вторым норовило зацепиться языком.

ЗЫ: конечно, есть еще дофига нормальных, живых журналов, например risha_spb, но их все меньше и меньше и они все сильнее тонут в потоке однотипной коммерции.

подумалось, жажа, жизненное, многабукв, злоезло, люди, соцсети

Previous post Next post
Up