Некоторое время назад меня здорово зацепили слова из статьи Вазгена Авагяна:
«У людей есть две системы оценки: «нормальное-ненормальное» и «свободное-несвободное». Так вот: они несовместимы. Внимательно посмотрите мне в глаза и ещё раз прослушайте по буквам: ОНИ НЕСОВМЕСТИМЫ…
Если вы заговорили о норме и патологии, то вы уже ограничили свободу. Наоборот - если вы отстаиваете свободу, как высшую ценность - вы автоматически отменяете деление поступков на нормальные и ненормальные.
Всякая норма ограничивает свободу. Наоборот, свобода отменяет обязательность нормы.
Норма - по определению ограничение. Чего? Естественно, свободы, понимаемой, как отсутствие ограничений. Если школьник на уроке физкультуры сдаёт норматив - он должен прыгнуть или пробежать некую норму. А если он может прыгнуть как ему хочется, или вообще не прийти на урок - то это свобода.
Если провозглашать свободу на каждом углу, без дна и берегов - то от всяких представлений о нормальном и нормальности придётся отказаться». (Выделения в цитате - авторские).
Я носилась с этой цитатой как с истиной в последней инстанции, рассказывала о ней всем встречным и поперечным. Пробовала на зуб и так, и сяк… Пока не решила, что в словах есть правда, но правда эта ограничена рамками статьи
Вазгена Авагяна. (Кстати, она очень даже интересна:
«Русофобия - псевдоним человеконенавистничества», рекомендую прочитать).
Если же рассматривать нормальность и свободу в широком значении этих слов, включая в исследуемую область в том числе и природные явления, то окажется, что нормальность не может обойтись без определённой степени свободы. То есть в норме существует определённый промежуток между верхней и нижней границами патологии (или ненормальности). И наиболее чувствительным оказывается ограничение свободы именно в пределах этой нормы (в данном случае я имею в виду ограничение человеческой свободы. Само собой разумеется, ограничение свободы природных явлений нисколько не чувствуется этими явлениями. Всё-таки человек был создан/возник/эволюционировал из предка обезьяны (нужное подчеркнуть) для того, чтобы чувствовать и осознавать Вселенную).
Для исключения разночтений я должна также определить, что такое нормальность. Нет абстрактной нормальности (сферического коня в вакууме), нормальность всегда конкретна и задана для определённых условий. Для климата в определённой зоне земного шара - одна нормальность, а для климата в другой зоне - другая. Для войны - одна нормальность, для мира - другая. Для ребёнка - одна нормальность, для взрослого - другая. Ну и так далее.
Приведу примеры. В норме температура кипения воды по шкале Цельсия равна 100 градусам. Но эта цифра справедлива только при давлении 760 мм ртутного столба. При более высоком или более низком давлении температура кипения воды выше или ниже. И это нормально.
(Надо отметить, что зависимость измерения температуры по Цельсию от давления - крайне неудобное свойство. Потому учёные привязали шкалу Цельсия к шкале Кельвина. Согласно современному определению, градус Цельсия равен одному кельвину (K), а ноль шкалы Цельсия установлен таким образом, что температура тройной точки воды равна 0,01 °C. В итоге, шкалы Цельсия и Кельвина сдвинуты на 273,15:
Все эти выкладки не отменяют того факта, что температура кипения воды зависит от давления, и при любом давлении, кроме стандартного, отличается от 100°C).
В норме средняя температура января для широты Москвы составляет -9,3°C. Средняя температура июля находится на уровне +18,2°C. При этом допустимы колебания в сторону повышения и понижения температуры на 10 градусов, и они не вызывают у людей и у природы (у растений, у животных) особого дискомфорта. Но мороз в -40°C или жара в +40°C воспринимаются как ненормальные.
Точно так же нормален некоторый зазор, промежуток между верхней и нижней границами ненормальности в людских отношениях, чувствах, работе, той же физкультуре из цитаты Вазгена Авагяна. Ребёнок на физкультуре должен сдать норматив по прыжкам, при этом ему положено прыгнуть на длину, не меньшую чем указано в нормативе. Если он прыгнет ближе нормы, то не сдаст зачёт, а если дальше, то это будет воспринято как достижение. Но если ребёнок прыгнет на какую-то запредельную длину, все сочтут прыжок ненормальным и начнут разбираться, нет ли в подмётках его кроссовок каких-нибудь пружин или мини-реактивных двигателей))
Есть одно существенное различие между нормальностью свободы в природных явлениях и нормальностью свободы у людей. В первом случае нормальность определяется приборами и наблюдениями, она не зависит от воли человека. Второй случай намного сложнее. Нормальность свободы в обществе людей зависит от многих факторов, в том числе от развития науки. Например, в настоящее время человек может летать по небу - и это нормально. Пятьсот лет назад за попытку взлететь запросто могли казнить, потому что полёты человека не были нормой.
Однако многие нормы человеческих взаимоотношений не устарели. Нормально - любить детей и семью. Нормально - не красть. Нормально - не убивать себя и других. И так далее (читайте 10 заповедей, и не только). Против этих норм восстали сейчас проповедники расширения человеческой свободы. Только почему-то эти проповедники стремятся расширить человеческую свободу за счёт опускания нижней границы нормы, а не за счёт поднятия верхней границы. За счёт того, чтобы человек всё сильнее оскотинивался, а не за счёт того, чтобы он возвышался духовно и физически…
Люди с давних времён задумывались о нормальности и ненормальности. Потому говорили о мере вещей и о чувстве меры, то есть о границах нормальности, и о том как эти границы определять. Чувство меры - чувство сложное, не все могут похвастать, что обладают им. В сети мне попалось хорошее
рассуждение на эту тему. Приведу цитату оттуда:
«В современном обществе всё устроено так, чтобы потерять чувство меры, сверху насаждается чрезмерность, крайность и однобокость. Культивируется принцип «всё или ничего» и неумеренность возводится в абсолют. Поэтому нас так сильно шатает от потворства собственным прихотям до полного воздержания и суровой аскезы. В чувстве меры находят отражение естественность и установленный порядок. Есть понятие золотой середины, к которой, однако, не прилагается никаких инструкций. Её надо вычислить самому и свериться с теми людьми, кому вы доверяете именно в их чувстве меры. Да, надо искать самому и обязательно сверяться. Есть ли в вашем окружении люди, у которых развито чувство меры? Чувством меры иногда полезно «заразиться» от того, у кого оно действительно есть.
Чувство меры часто называют нашим шестым чувством, присущим нам изначально как собственная пропорция, данная нам для построения отношений с другими людьми. Одиночество часто нарушает чувство меры, потому как оно остается невыверенным, не согласованным с восприятием другого человека.
Когда мы внезапно чувствуем подозрительный запах или посторонний привкус, мы инстинктивно напрягаемся и пытаемся определить источник угрозы. Развитое чувство меры также призвано предупреждать нас и защищать от возможных недоразумений в отношениях и грозящих опасностях. Чувство меры - это не только украшение нашего характера, а осознанная пропорция нашего образа жизни, которая повышает качество нашей жизни. Сдержанность в привычках и умеренность во всех своих начинаниях обеспечивает нам хорошее здоровье и душевное спокойствие, долголетие, защищает от необдуманных поступков и импульсивных действий». (Выделения в цитате - авторские).
В русской культуре есть масса пословиц и поговорок о чувстве меры:
· Без меры и лаптя не сплетешь.
· В радости знай меру, в беде не теряй веру.
· Всему нужна мера.
· Всякое дело мера красит.
· Выше меры и конь не скачет.
· Глаза - мера, душа - вера, совесть - порука.
· Душа меру знает.
· Душа - всему мера.
· Мера - всякому делу вера.
· Мера не солжет.
· По мерке мастера знать.
· Сам себе во всем меру знай.
· Семь раз примерь, один раз отрежь.
Но вернёмся к теме поста. Мне в моих рассуждениях представилась графическая картинка, показывающая соотношение нормальности и свободы. Есть некий центр, означающий полную и абсолютную несвободу - для живых существ это смерть, для неживых - что-то ещё, например, полное разложение вещества. От центра отходит бесконечное количество стрелок, стремящихся в бесконечность, то есть в абсолютную свободу. На стрелки нанесены шкалы нормальное-ненормальное - для живых существ и природных явлений. Так вот, на пути от полной несвободы к полной свободе существует область нормальности. В этой области свобода тоже существует, но она находится в границах нормы. Как-то так…