Цитата из фильма «Три товарища» (СССР, 1935 г.)
Предыдущий мой пост о репрессированных и их реабилитации сопровождался довольно большим количеством комментариев. В одном из них оставили ссылку на достаточно интересный материал
«Сталинские репрессии 30-х годов. А вы уверены, что они сталинские?» С приведёнными в статье сведениями можно соглашаться или не соглашаться, но одна фраза из неё мне кажется убедительной: «В ходе партийных чисток и репрессий все видные партийные бароны, пропивающие золотой запас России, купающиеся с проститутками в шампанском, захватившие для личного пользования дворянские и купеческие дворцы, все расхристанные, накокаиненные революционеры исчезли как дым. И это - СПРАВЕДЛИВО».
Во времена, когда народные массы двигают историю вперёд, на поверхность всплывает пена, которая летит вместе с народом в общем потоке исторического процесса и зачастую совершает множество правильных поступков, при этом занимая командные/командирские места. Но так как действительная цель движения народных масс у них не «овнутрена», не стала и их действительной целью, то они предпочитают «ловить рыбку в мутной воде» - использовать в личных интересах своё положение.
Это явление происходит всегда, в любом месте и в любых условиях, когда народные массы начинают двигать вперёд Историю, - во времена французской революции, во времена народных бунтов, во времена русских революций, даже в наши времена, например, в Донбассе, воюющем с фашизированной Украиной.
Известная фраза о том, что революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи, достаточно верно отражает этот процесс. Если романтикам удаётся занять после революции лидирующие позиции, им всё равно приходится что-то делать с «отпетыми негодяями», завоевавшими в революционные времена какие-то позиции (зачастую, достаточно прочные и на достаточно высоком властном уровне).
Итак, до некоторой степени можно признать, что сталинские репрессии были своеобразным очищением властных органов советской страны от такой «революционной пены».
Чтобы не быть совсем уж голословной, напомню некоторые художественные фильмы 30-х - начала 40-х годов ХХ века. Это времена, которые отделены от революционных событий совсем небольшим промежутком. На многие командные посты в стране попали люди, совсем недавно «махавшие шашкой», или каким-то другим образом участвовавшие в революционных событиях. Но, чувствуя себя органично в условиях перемен, исторических событий, такие люди хотят в мирное время закрепить своё высокое положение и, что называется, «попользоваться» властью. Тем более, что чувствуют себя «заслуженными революционерами» («За что я кровь проливал?!!») При этом созидательной деятельностью они часто не умеют заниматься. Отсюда - самодурство, бюрократия, нежелание позитивных перемен (стремление сохранить собственный статус-кво).
В качестве примеров - всем известные фильмы:
«Волга-Волга» (бюрократ - «товарищ Бывалов»);
«Девушка с характером» (директор-бюрократ развалил работу некогда преуспевающего зверосовхоза);
«Три товарища» (В небольшой городок приезжает новый начальник строительства Зайцев. Здесь работают два его товарища по Красной Армии времён гражданской войны - директор бумажной фабрики Глинка и начальник лесосплава Лацис. Зайцев ратует за быстрое расширение бумажной фабрики и окружает себя группой рвачей и «блатёров». Но, несмотря на давнюю дружбу, после ряда разоблачений вынужден покинуть городок).
В приведённых мною выше примерах не рассказывается о репрессиях и репрессированных. Но существует немало советских фильмов, в которых таких «перерожденцев» вполне репрессируют. Вот один из них:
«Кубанцы» (В центре - события из жизни одного из передовых кубанских коневодческих колхозов. Ветеринар Митрич, ловко замаскировавшийся враг, выполняющий все указания есаула Сороки, приступает к главной задаче - погубить весь колхозный табун). Таких фильмов сняли достаточно много, можете сами поискать, например,
здесь. То есть «перерождение» бравых командиров Красной Армии в самодуров и бюрократов, а то и в пресловутых «врагов народа», было отнюдь не единичным явлением.
Изучая историю, нельзя отказываться от понимания исторического контекста. Нельзя без коррекции переносить на прошлое современное понимание фактов и процессов. И уж, тем более, нельзя огульно охаивать всё былое, отталкиваясь от современной точки зрения на прошлые события. В конце концов, история - это не сферический конь в вакууме. Это наше ПРОШЛОЕ. К которому надо относиться бережно.