Старый фильм 1976 года с простым названием «Вдовы» существенно зацепил за душевные струны. Умели раньше снимать фильмы так, что хочешь - не хочешь, а растрогаешься. Сюжет основан на реальных событиях, о которых написали в газете в канун 20-летия Победы. Но авторы сценария
Юлий Дунский и
Валерий Фрид перенесли действие на 10 лет вперёд, в 1975 год, когда СССР праздновал 30-летие со дня Победы. Фильм снял режиссёр-постановщик
Сергей Микаэлян, а главные роли старушек-вдов играли Галина Макарова (Александра Матвеевна Громова) и Галина Скоробогатова (Елизавета Егоровна Петюнина).
Click to view
1975 год. Прошло 30 лет со дня окончания великой и страшной войны, перепахавшей большую часть европейской территории СССР. Многие её участники живы и даже не очень постарели. Но в фильме идёт рассказ о двух старушках-подружках, проводивших на фронт мужей и сыновей. И не дождавшихся их возвращения…
Близкой родни у них не осталось, некому помочь в починке избушек-развалюшек, в которых доживают свой век солдатки. У одной из них домик чуть получше, там и поселились две вдовы вместе. Общая боль по погибшим, общие воспоминания молодости и общая могила связывают старушек, не дают им разбежаться по разным углам.
Могила - не простая. Во время оккупации тайком от немцев схоронили подружки двух советских солдат, сражавшихся с фашистами до последнего патрона. Ночью вырыли могилу и положили в неё погибших. Никаких памятных примет на бойцах не нашли - ни медальонов, ни часов или каких-нибудь безделушек в карманах. Только маленькую, залитую кровью фотографию, на которой различался лишь силуэт человека.
30 лет вдовы ухаживали за могилой неизвестных солдат. И надеялись, что кто-нибудь, может быть, ухаживает за могилами их мужей и сыновей. Для старушек могила стала существенной частью жизни.
Накануне 30-летия Победы районное начальство решило перенести погибших солдат на Центральную усадьбу колхоза, под Обелиск в создаваемом сквере Победы. Старушки воспротивились.
Но в газете напечатали очерк про них и про хранимую ими могилу, а также фотографию солдата, которую удалось переснять так, что стало различаться лицо человека. За короткий срок в газету прислали около 500 писем со всех концов страны - на фото «узнавали» мужей, сыновей, отцов, возлюбленных… Стали приходить письма и старушкам-вдовам.
Накануне 9 мая к бабушкам приехали не только письма, но и живые люди - жёны, дети, друзья, однополчане погибших солдат… В домике старушек на один день стихийно возникла коммуна: женщины готовили пищу, мужчины чинили всё, что разрушалось без мужской руки, пилили дрова. На труд русский человек организуется мгновенно и самопроизвольно (по крайней мере, так было раньше. Сейчас-то ярый индивидуализм прогрыз дырки в способности самоорганизовываться. Но это - явление временное, случившееся из-за невостребованности сущностной ментальной функции русского человека капиталистической действительностью).
Бабушки не могли расстроить никого из гостей и «узнавали» на каждой показанной им фотографии близкого для гостя человека. И не могли уже «оставить» могилу себе - слишком многие люди стали считать её могилой своих близких.
9 мая останки неизвестных бойцов торжественно перевезли во вновь заложенный Сквер Победы.
Но на голом поле не росло ни деревца. Для посадки первых деревьев пригласили участников войны. А потом предложили сажать тем, у кого в семье были погибшие на фронте. Ни одного человека не осталось без дела - погибшие были во всех семьях.
Так у вдов-старушек появилось много родственников в разных концах страны (хотела написать слово «родственники» в кавычках, да передумала. Общая для всех могила и вправду породнила людей). Новая родня обещала собраться на следующее 9 мая. Как сказала баба Шура: «Может, кто и приедет». Старушки-вдовы биты жизнью, надеются только на себя и не теряют оптимизма в самых сложных ситуациях, оттого не очень доверяют чужим обещаниям.
Что же зацепило меня в этом фильме? Деревня, показанная без прикрас. Обычные русские старушки, жизнь которых не сладка, но они не унывают. И вот эта русскость прежде незнакомых между собою людей: помочь без просьбы, отдать без сожаления, помнить о павших и искать место упокоения своих родных, надеяться на чудо (что, как не надежда на чудо, собрала во вдовьем домике столько незнакомых людей, прочитавших очерк в газете). Разговоры бабушек с мальчиком-школьником, которому надо написать сочинение про войну: «Баба Шура, а вы партизанами были?» - «Нет, не были» - «А партизан видели?» - «Чего ж не видеть, они к нам из леса приходили по ночам. Голодные, холодные… Мы им продукты отдавали, кормили всегда. Записочки кому надо передавали» - «Так вы связными у них были?!» - «Нет, просто записки передавали…».
Как-то я уже писала
про русский дух. Простой советский фильм «Вдовы» как нельзя нагляднее про это русский дух рассказывает. Не победить тот народ, который идёт на войну ВЕСЬ, целиком, без остатка - мужчины, женщины, дети. И не считает это чем-то необыкновенным. Не победить тех, кто помнит о своих павших, каждый День Победы встаёт с ними в один Бессмертный полк.
В фильме «Вдовы» - простые картинки, ноль спецэффектов, никаких красивостей (разве что суперсовременная для 1975 года свиноферма на 92 тысячи голов). А мыслей этот фильм вызвал супермного - я в этом посте всего лишь небольшую часть из них описала.