Разрушение «Радости труда», или мистика юбилейного года

May 20, 2016 01:44




Для Тольятти 2016 год - юбилейный. Сразу два крупных промышленных предприятия отмечают своё 50-летие: 20 июля - АВТОВАЗ, а 23 августа -  «КуйбышевАзот».



Правда, отсчёт даты рождения на этих предприятиях начинается с разных моментов времени: «КуйбышевАзот» считает свои годы со дня получения первой партии аммиака 23 августа 1966 года (тогда завод заработал по полной технологической схеме на собственном сырье). А АВТОВАЗ - с 20 июля 1966 года, когда было подписано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании в Тольятти крупного автомобильного завода. Видимо, поэтому главные юбилейные торжества на автозаводе правительственная комиссия решила назначить на 2020 год - год выпуска первого автомобиля. В течение 5 лет город будет готовиться к этому событию.



Вообще-то довольно странно праздновать юбилей почти чужого, полуиностранного предприятия: АВТОВАЗ более чем на 50% принадлежит альянсу Renault-Nissan (Рено-Ниссан). И в генеральных директорах у него сейчас иностранные менеджеры - с 2014 года был швед Бу Инге Андерссон, с 4 апреля этого года - француз Николя Мор.

Чехарда с генеральными началась на ВАЗе в конце 2005 года, когда с этого поста «ушли» Владимира Каданникова, начинавшего свою карьеру ещё при ПЕРВОМ ГЕНЕРАЛЬНОМ ДИРЕКТОРЕ ВАЗА ВИКТОРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ПОЛЯКОВЕ. Тогда управление предприятием перешло под контроль РОСОБОРОНЭКСПОРТА - и понесло-ось! Генеральные директора менялись один за другим и запомнились  заводчанам своими дикими кадровыми назначениями; размножением количества вице-президентов до неприличного размера и их работой вахтовым методом Москва-Тольятти с перелётами за заводской счёт; «золотыми парашютами» в 1,5 миллиарда рублей; скидыванием социалки на город; дроблением предприятия полного цикла на «бизнес-единицы»; введением аутсорсинга, … уф-ф-ф.

В конце концов от завода, на котором работала четверть жителей Автозаводского района - 120 тысяч человек, - остался жалкий огрызок с коллективом примерно в   40 тысяч работников. И вот это-то предприятие будет праздновать своё 50-летие с 2016 по 2020 год (мероприятия размажут по всему промежутку времени). Торжества планируются на федеральном уровне, создана правительственная комиссия, на АВТОВАЗе тоже есть соответствующая рабочая группа.

Собственно, я сейчас о другом хотела сказать. Есть в Тольятти мозаичная стела, прославляющая трудовые достижения и победы Советского союза от момента его возникновения и до момента создания крупнейшего автомобильного завода. Стела так сейчас и называется: «Радость труда». В конце 70-х она появилась в ознаменование присвоения Волжскому автозаводу имени 50-летия СССР (об этом на стеле есть соответствующая надпись).


Однако мозаика славит достижения всего нашего трудового героического народа, государства рабочих и крестьян.  И, конечно, трудового города Тольятти - города Большой химии, Большого машиностроения, Большого автомобилестроения. Строил же все эти предприятия, а сначала Волжскую ГЭС имени В.И.Ленина, «Куйбышевгидрострой», отметивший в прошлом году своё 65-летие.



Но четверть сюжета мозаики посвящена именно Волжскому автомобильному: строительство завода, выпуск первого автомобиля, рабочие и инженеры в одном ряду…

Стела давно заброшена, городские власти предпочитали её не трогать. Тем более, что с 2006 года она находится на арендуемой территории. Землю со стелой отдали под строительство, не выделив под памятник отдельный участок земли и не сделав стелу обременением для арендатора - как будто там пустое место!

Какое отношение - такой и результат. Мозаика все эти годы разрушалась под действием непогоды, неухода и человеческого фактора (прикольно же отколоть кусочек смальты на память о «Здесь был Вася», а то и написать об этом на стеле).


С октября 2015 года инициативная группа, ядро которой составляют тольяттинские активисты движения «Суть времени», плотно занялась проблемой восстановления памятника. 9 мая начали сбор электронных и живых подписей под Обращением к губернатору Самарской области Н.И.Меркушкину и мэру Тольятти С.И.Андрееву с требованием о спасении стелы. А 14 мая обнаружили обрушение мозаики (ещё 29 апреля всё было в порядке). Причём, обрушилась именно та часть стелы, которая имеет непосредственное отношение к нашему городу, к автозаводу. Вот здесь  можно посмотреть короткое видео по следам обрушения и личные впечатления корреспондента, его снимавшего.

Вандализм ли это или «оно само сломалось», пусть разбираются компетентные органы - соответствующие заявления и жалобы направлены в полицию и прокуратуру.

Меня же завораживает магия цифр и фактов: ровно в год 50-летия АВТОВАЗа (буквально накануне события) со стелы обрушилась та часть мозаики, которая посвящена именно этому предприятию. Спроста ли? Или это нечто вроде предостережения? Предсказания о судьбе предприятия? Напоминания потомкам о том, что пора просыпаться и отстраивать страну заново?

А ведь и вправду - пора просыпаться!

разрушение, Радость труда, АВТОВАЗ

Previous post Next post
Up