Оригинал взят у
sklanskiy в
История имперской идентичности Московское царство было ядром, вокруг которого сформировалась Российская Империя. Ранние исторические свидетельства российской истории указывают на значительное культурное и лингвистическое разнообразие народов составляющих население России.
«Повесть временных лет» упоминает славянкие, балтские,тюркские и финские народы. Следует отметить, что славяне были разделены на княжества и имели региональную идентичность (новгородскую, черниговскую, смоленскую, псковскую и т.д). Общерусская идентичность была сформирована путем консолидации на почве единой религии как наднациональной общности, а также в борьбе с теми народами, которые представлялись отличными от Русского.
В ходе территориальной экспансии элиты подчинённых территорий кооптировалась в Русское дворянство. Пока расширение шло за счет воссоединения русских земель все было в общем хорошо. Православие было общей для всех религией.
Русскость определялась двумя факторами: лояльностью царю и принятием православия. Главными идеологическими концептами были идея христианской империи исторической наследницы Византии и императора как главного защитника православия.
«Вступление Иоанна IV в Казань» П. М. Шамшин.
С момента присоединения казанского и астраханского ханств государство стало поликонфессиональным. В дальнейшем поликонфессиональность только нарастала. Присоединение Польши и Украины (католики), Финляндии (лютеране), Армении (армянская апостольская церковь), Грузии (грузинская православная церковь), народов Сибири (язычники и буддисты) и т.д.
Идея христианской империи, наследницы Византии и императора как главного защитника православия постепенно переставала работать. Окончательно идея была похоронена итогами балканской войны 1877-1878 годов. Идеи освободительной войны, захвата Константинополя и создание славянской федерации во главе с монархической Россией имеющие в основе массовое движение поддержки, охватившее все общественные слои России были разрушены подписанием Берлинского трактата. Идеал креста над Святой Софией был потерян.
«Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года»
Н,Д. Дмитриев-Ориенбуржский Сложности с управлением вызванные неоднородностью империи четко осознавались Российскими интеллектуалами и политиками. Поколения бюрократии прилагали значительные усилия по гомогенизации получившейся мозаики. Однако попытки разработать идентичность несводимой к религиозному или узко этническому сознанию потерпели неудачу.
Религиозный состав населения Российской Империи по данным результатов первой всеобщей переписи населения 1897 года.
Находясь в отставке, бывший премьер министр С.Ю. Витте точно описал главные трудности с которыми столкнулись традиционные империи по вступлении в 20 век:
«Вся ошибка нашей многодесятилетней политики - это то, что мы до сих пор не осознавали, что со времени Петра Великого и Екатерины Великой нет России, а есть Российская империя. Когда около 35% населения - инородцы, а русские разделяются на Великороссов, Малороссов и Бело россов, то невозможно в 19 и 20 в. вести политику, игнорируя этот исторический капитальной важности факт, игнорируя национальные свойства других национальностей, вошедших в Российскую империю, их религию, их язык и проч.»