Оригинал взят у
stepan_pisahov в
Тяжкое дело и легкие словаНаверно, многие знают, что латинское слово inquisitor значит следователь, изыскатель и что Цицерон и другие древние писатели употребляли это слово без всякого отношения к так называемой "инквизиции". Нам же более известна
Святая инквизиция, отделение Римско-католической церкви, предназначенной для борьбы с ересеями. Но берет она свое начало с
уголовного закона
императора Феодосия против еретиков, где слово inquisitor относится к следователям по религиозным преступлениям.
В исторической действительности существовали разные инквизиции: была римская папская, была испанская королевская, была раньше всех византийская императорская (были также в более поздние времена инквизиционные учреждения в Женеве и в Москве). Несмотря на важные различия' между ними, все эти учреждения справедливо соединяются под одним общим названием, так как все они выходили из одного общего начала религиозной нетерпимости и приходили к одному общему концу - казни людей за их убеждения. Вот тяжкое дело, которое в течение многих веков закономерно и правильно, как нечто должное, совершалось во всем христианском мире во имя Бога любви. А в какие процессуальные формы облекалось это злое дело там и здесь, какое участие, прямое или косвенное, принимала в нем та или другая власть - это сущности дела не изменяет. Ведь вполне и исключительно церковным учреждением инквизиция не была и в Риме: и там священный трибунал не приговаривал обличенного еретика ни к какой определенной казни, а предавал его светской власти для наказания "без пролития крови", т.е. для сожжения.
Как пишет
профессор Чельцов: "Не папистическая церковь, мм. гг., изобрела инквизицию; она была в этом отношении только достойною ученицею византийской церковной политики". Русь, приняв православие, взяла на вооружение и византийскую политику. Так русский митрополит Иоанн II дал своему духовенству такое правило: "занимающихся чародейством и волшебством (это были наши первоначальные "еретики"), будут ли то мужчины или женщины, сначала отвращать от этих злых дел словами и наставлениями; если же пребудут неизменными, то в отвращение зла наказывать их большою строгостью, но не убивать и не подвергать членовредительным наказаниям, ибо этого не допускает церковное учение и дисциплина". Другой русский митрополит Фотий, предписывал так обращаться с псковскими еретиками-стригольниками: "
Благоуветне всяко тех приводязе от помрачения во прозрение духовных очию и в познание истины Евангелия, а зело нерадящих о сем - и нужами; точию кровь и смерть да не будет на таковых*, но инако всяко и заточении приводите тех в познание". И далее (из другого послания того же иерарха): "казньми, толико не смертными, но внешними и заточеными приводяще тех... в познание и обращение к Богу".
На
великом московском соборе 1667 г., на котором, кроме русских иерархов, присутствовали патриархи александрийский и антиохийский, был поставлен вопрос: "Подобает ли еретиков и раскольников наказывать градским законом, или только церковным наказанием?" На это дан ответ: подобает их наказывать и градским казнением.
"
Многовековые мучения и убийства людей за их убеждения - тяжкий грех, общий всему христианскому миру. И пока это страшное дело не перейдет всецело и окончательно в область прошедшего, пока дух, его производивший, не умер, - полезно и необходимо указывать на это дело во всем его объеме и значении." - эти слова написаны столетие назад философом В.С. Соловьевым, но дух архаизации нависает над человечеством. Возвращение в темные века средневековья уже произошло на Украине.
А что стоит за созданием
комиссии по переименованию улиц в Архангельске?