Оригинал взят у
stepan_pisahov в
Чудеса в Архангельске Вот уже 96 лет прошло с тех пор, как произошло чудо явления Пресвятой Богородицы в Архангельске.
Описывается это явление следующим образом:
"Явление Пресвятой Богородицы над Архангельском произошло в воскресенье, 3 августа 1919 года, накануне эвакуации из Архангельска добровольческих войск Антанты. Семеро детей от 10 до 14 лет - Галина и Ольга Зеленины, Эмилия, Валентина и Виктор Перешневы, Сергей Попов, Юлия Киселева, - находясь возле дома №135 по Новгородскому проспекту, увидели на небе Пресвятую Богородицу.
Явление Богоматери продолжалось около получаса, затем Богомладенец осенил крестным знамением город и народ, после чего видение исчезло. Потрясенные дети рассказали об этом родителям, а затем и настоятелю Воскресенского храма протоиерею Михаилу Попову. Отец Михаил передал их рассказ епископу Павлу (Павловскому). Владыка написал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим». Это событие тщательно расследовали, 4 сентября провели объединенное собрание Епархиального и Миссионерского советов и составили «Акт о явлении в небе Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом, бывшем в Архангельске 3 августа 1919 года» с подробным описанием видения со слов очевидцев. Известие об этом чуде напечатали в «Архангельских епархиальных ведомостях».
Основное "чудо", однако, состоит не только в этом. Вот какую трактовку данному событию дает митрополит Даниил: "Ее явление знаменовало заступничество Царицы Небесной Архангельску в надвигающиеся тяжелые времена. Войска Красной армии, занявшие город вскоре после чудесного события, уничтожали душу народа, его веру, культуру, традицию. Архангельск погрузился в хаос и мрак, стал называться "городом смерти". Расстреливали всех подряд, даже подростков выстраивали в шеренги и убивали. В честь комиссара Кедрова названа улица в нашем городе. Можно назвать и в честь Гитлера, других преступников. Думаю, что наступят времена, и улицы, названные в честь палачей, мы переименуем», - сказал владыка после богослужения.
Возможна ли такая трактовка явления с точки зрения православия? Вот что пишет о явлениях Богоматери доктор теологии Элизабете Тайване: Явления Богоматери в Европе 20-начала 21 века - уникальный религиозный феномен, характерный сугубо для христианского запада. Почти все явления окрашены апокалиптически, т.к. являются призывом обратиться и сопряжены с пророчествами о судьбах Европы и мира в целом. Ключ к разгадке стоит искать в антитезе восток-запад, которая в процессе феноменологического анализа раскрывает свой глубинный смысл как архетипическое-символическое, сакральное-профанное, интравертное-экстравертное, апофатическое-катафатическое, трансцендентное-имманентное, воскресение-воплощение, вневременное-событийное. Христианский запад переживает серьезный кризис, который, очевидно, ведет к самоуничтожению погрязшей в профанном западной цивилизации. Цель явлений Богоматери - предупредить и, возможно, предотвратить ее крах. Западный мир в силу своего исторического и экстравертного мышления потерял архетипическую суть христианства и не может своими силами восстать из праха. Богоматерь призывает Россию, этот кладезь архетипической духовной сути, спасти свою погибающую сестру, европейскую цивилизацию. Воссоединение запада и востока, т.е. архетипеского и символического, является сутью нам непонятного западного экуменизма.
Начнем с экспертной оценки феномена уже приобретшим статус классика православной богословской мысли В.Н.Лосским. В своей статье «Догмат о непорочном зачатии» и в примечании к ее новому изданию исследователь, мягко говоря, относится к упомянутому догмату с недоверием, раскрывая его логические погрешности и несоответствие православному вероучению. Суть догмата заключается в том, что Дева Мария не была запятнана личным, а также и первородным грехом, получая тем самым особый статус среди тварных существ: земных и небесных. Богоматерь тем самым является не только родительницей Сына Божия, но и Соискупительницей, которая призвана вместе со своим Сыном участвовать во вражде змию и в победе над ним, которая была бы несовершенной, если бы Богородица Сама пребывала под его властью, т.е. под бременем греха. Папа Римский Павел VI поясняет, что «это соединение Матери и Сына в деле Искупления в большей мере воссияло на Голгофе, где Христос «принес Себя непорочного Богу» (Евр. 9,14), а Мария, стоя при кресте (ср. Ин. 19,25), «глубоко страдала со Своим Сыном Единородным, и материнским сердцем приобщалась к Его жертве (sacrificium), согласясь с любовью на заклание Жертвы (victimae immolationi consentiens), от Нее рожденной», которую также принесла (obtulit) Предвечному Отцу.» Соискупление, таким образом, подразумевает принцип fiat, да будет, т.е.согласие Марии на Воплощение и принесение в жертву Сына.
В.Н. Лосский в этой связи обращает наше внимание на то, что по православному учению Богоматерь была свободна от личного, но не от первородного греха. «Если бы Пресвятая Дева была изоливана от остальной части человечества привилегией Бога, даровавшего Ей заранее состояние человека до грехопадения, то Ее свободное согласие на Божественную волю, Ее ответ Архангелу Гавриилу, утеряли бы свою историческую связь с другими актами, способствовавшими на протяжении веков приуготовлению человечества пришествию Мессии.»
Лосский, признав явление как излияние Божественной благодати, предлагает отличную от Католической трактовку наименования Богородицей Себя во время явления «Непорочным Зачатием». Лосский пишет, что слова сии произнесены были Ею 25 марта 1858 года, в праздник Благовещения, и «их прямое значение остается ясным для тех, кто не обязан их истолковывать вопреки здравому богословию и правилам грамматики: непорочное зачатие Сына Божия является высочайшей славой Пренепорочной Девы.»
Выявленные акценты помогают сделать вывод об особенном отношении христианского Запада не только к человеческой природе Христа как таковой, но и к его телесности, как бы вобравшей в себя природу Божественную, которая, в свою очередь, обнаруживает себя в непорочности, в девственной чистоте тела Спасителя. Для народного понимания человеческое и божественное во Христе едино, и если уж человеческая Его природа стала для христианского Запада куда более понятной, то образ Христа прежде всего сопряжен с Его непорочной телесностью. Тело Христа произошло из Материнского, а значит и Ее тело непорочно, будучи отличным от всех остальных своей исключительной богопроникновенностью. Богоматерь, таким образом, являет собой модус, если не своего рода ипостась, телесности, а, следовательно и непорочной, божественной человечности Христа, так как чистота или свобода от какой бы то ни было скверны - это атрибут самого Бога, преобразующийся в человеческой плоти в девство.
Итак, западное мировоззрение - символично и исторично. Оно не только допускает, но и необходимо подразумевает присутствие и некое продолжение Откровения в живом теле истории. Почти все явления Богоматери на Западе - апокалиптически окрашены; все они несут весть о надвигающихся трагических моментов истории.
Христианский Восток, напротив, архетипичен и немногословен. Мироточивые иконы - немые аллюзии присутствия Неописуемой Трансцендентности, и хоть мироточивость - это уже проявление, уже имманентное, оно никогда не теряет своей апофатичности.
Как видим, трактовка митрополита Даниила чудесным образом сочетает и черты характкрные как для Восточной церкви (образ Богоматери как заступницы и проявление Божественной благодати), так и Западной (апокалиптическое ожидание будущего). Возможно, таковы веяния времени, только на мой взгляд, логичнее трактовать явление благодати в связи с освобождением России как православной державы от иностранных захватчиков - интервентов.
Кроме того, давно известно, что предсказание - не абсолютное предопределение, а лишь предупреждение. И еще не известно каким бы образом сложилась история, если бы православная церковь стала "церковью бедных", а не "церковью солидных господ".