Оригинал взят у
stepan_pisahov в
Гражданская война. Продолжение?Открывшаяся в субботу, 25 апреля 2015 года, в северодвинской библиотеке им. Н.В. Гоголя выставка под названием «Не должно вам быть», возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, ко временам гражданской войны 1918-1922 гг.
Выставка повествует об изъятии церковных ценностей в период массового голода 1921 года, о гонениях на церковь, о репрессиях в отношении верующих. На выставке представлены исторические свидетельства о прошлом, о государственно-церковных отношениях, судьбах людей. Документы и фотографии, уникальные предметы возвращают нас в ту далекую эпоху.
К сожалению, такой сложный и трагический период истории страны изложен в предвзятой форме, с позиции пострадавшей стороны. Факт изъятия церковных ценностей подан вне контекста происходивших событий, якобы голод, разразившийся в стране, был использован большевиками лишь как предлог для разорения церкви.
Безусловно, чтобы лучше понять произошедшее, необходимо отразить ту позицию, которую занимала церковь в годы гражданской войны, то, как церковь анафематствовала советскую власть, как благословляла белое офицерство на крестовый поход против неё, и даже собирала вооруженные отряды (например,
дружины Святого Креста).
В такой ситуации, естественно, ни о какой любви и дружбе между церковью и советской властью не могло быть и речи.
Как можно понять из представленного стенда, в период чудовищной засухи и массового голода, церковь, собрав значительную сумму для помощи голодающим, решила добиться самостоятельности и неподконтрольности советской власти, фактически шантажируя её усугублением трудного положения.
Думаю, что подобная нечистоплотная игра, была очевидна каждому в ту эпоху, поэтому, несмотря на то, что крещеными были фактически всё население российской империи, кадры кинохроник донесли до нас неподдельную радость простого народа при виде сбрасываемых крестов.
Результат, можно сказать, закономерен: церковь оказалась разгромлена, тысячи людей пострадали…
Как мне кажется, в словах патриарха Тихона на склоне лет слышится не просто поиск компромисса с атеистической властью, а искреннее раскаяние в совершенных грехах:
Пора <…> принять всё происшедшее, как выражение воли Божией <…> осуждая всякое сообщество с врагами Советской Власти и явную или тайную агитацию против неё[34]
Именно понимание, что благие дела не вершатся дурными средствами, и слышатся в этих словах. И это раскаяние воспринял и пронес через всё своё служение церкви следующий патриарх Сергий Страгородский.
К сожалению, подобная однобокая выставка говорит о том, что некоторые люди не хотят признавать и за церковью груз ответственности как участника тех событий. Они, по-видимому, хотят, чтобы коммунистическая власть каялась и каялась в своих грехах, хотя коммунистической власти вот уж 25 лет как нет и в помине.
Что можно сказать этим людям? Я думаю, что лучше, чем сказал патриарх Кирилл и не скажешь:
«Сохраняя трезвое отношение к истории, не забывая о тяжелых, а порой и позорных ее страницах, необходимо отказаться от «гражданской войны воспоминаний» Патриарх Кирилл, как и президент Путин, призывает к историческому примирению и единству.
А что же делаем мы? Так и продолжаем «гражданскую войну воспоминаний», устраивая подобные выставки?
До каких же пор голос патриарх будет оставаться гласом вопиющего в пустыне?