Так сложилось, что авиация - это второе имя моей семьи. Мои детство и юность прошли в военных городках вблизи аэродромов, т.к. мой папа в прошлом летчик дальней стратегической авиации а позже руководитель полетов. Я помню в детстве, раз в год все мы красиво одевались и шли на аэродром, где можно было увидеть самолеты и выступления парашютистов. Папа одевал парадную форму, но мы чаще были без него, т.к. в это самое время он был на вышке :) К сожалению, после распада СССР традиция праздника сошла на нет. Но в нашей семье и по сей день каждое третье воскресенье августа традиционно отмечается День Авиации. Интерес и внимание к событиям в этой сфере продолжается уже в моей собственной семье из двух человек. Как же мы обрадовались, когда узнали, что в Чехии в городе Пардубице каждый год проходит авиашоу. Мы не упустили такую возможность и посетили его. Этот пост наш небольшой подарок папе на его праздник, ничего что заранее :) В этот раз в написании статьи активное участие принял Андрей (повествование от его имени) - с дебютом! Но я не осталась в стороне, с меня как всегда фото :)
Значительный шаг к мечте о небе и о самолетах - авиашоу посвященное 100-летию чешской авиации, которое проводилось в городе Пардубице 5 и 6 июня. В Пардубице авиашоу проводится каждый год, но это было особенным, юбилейным, и под него организаторы разработали полный исторический сценарий включающий полеты самолетов, наземные сцены с исторической техникой и соответствующей формой и одеждой. Концепция шоу 2010 года (который также оказался 20-летним юбилеем самого шоу) была основана на историческом следовании развития чешской авиации за 100 лет от самого первого полета в 1910 году до современных достижений.
Впервые я находился на настоящем военном аэродроме, среди ангаров с самолетами, рядом со взлетной полосой под ярким голубым небом - атмосфера была супер!
Программу открывал современный многоцелевой
JAS-39 Gripen шведского производства, состоящий на вооружении чешских ВВС
Мне, ранее видевшему реактивные истребители только на видео, демонстрация вживую очень понравилась. Грохот двигателя Грипена оказался мощнее чем можно было ожидать - пилот был местный, и уверенно маневрировал прямо над взлеткой чтобы его было хорошо видно. Он показал легкость полета на предельно малой скорости, и сразу после этого развернулся и буквально за десяток секунд на форсаже перескочил через сверхзвук и пронесся над полосой на малой высоте!
Следующим шел российский ударный вертолет
Ми-24, также используемый чехами. Я не любитель вертолетов - большие, с винтом, они не такие красивые как самолеты. Однако Ми-24 впечатлил своим грозным видом, небольшими крыльями и уверенными маневрами.
Замыкающим на открытии был современный штурмовик
L-159 ALCA чешского производства от Aero Vodochody, преемник серии
L-29 "Дельфин",
L-39 "Альбатрос" и
L-59 "Супер Альбатрос" Он несколько раз пролетал над зрителями, разворачивался, выходил в перевернутое положение над полосой, пока комментатор шоу рассказывал об истории фирмы Аэро Водоходы, о самолетах предыдущих моделей и о конструкторе Яне Влчеке. Имена "Дельфин" и "Альбатрос" знакомы чуть ли не каждому летчику в восточном полушарии который выпускался из училища в 60х-70х-80х годах - большинство их сделали свой первый самостоятельный вылет именно на одном из этих самолетов, которые в СССР (и странах "блока") использовались как летающие двухместные парты. До сих пор тысячи L-29 и L-39 находятся в частном владении пилотов-любителей по всему миру - летают в гонках вроде Reno Air Race и принимают активное участие в авиашоу различного уровня.
И после этого собственно началась основная программа шоу. Надо сказать что чехи подготовились основательно и шоу происходило с этого момента не только в воздухе но и синхронно на земле по тому же периоду времени.
Итак, на лужайке заиграл военный оркестр, на флагштоке поднялся чешский флаг и выстрелила маленькая пушечка. Пилот в кожанам шлеме и в шарфе подошел к самолету и вот едва слышно застрекотал мотор реплики
Blériot XI - точно такой поднялся в воздух 16 апреля 1910 года здесь же, в Пардубице. Пилотом тогда был местный инженер Ян Кашпар, и первый чешский полет составил 2 км на высоте нескольких десятков метров.
Пока на земле мимо зрителей прогуливались дамы и господа в одежде начала ХХ века
в небе пилотажный
Як-55 старательно выводил число 100 символизирующее юбилей события
Романтическое стремление человека летать вскоре было поставлено на военную службу - первая мировая подтолкнула развитие авиации, и в небе Пардубиц это демонстрировали
Sopwith 1½ Strutter и
Fokker Dr.I - проведя имитацию воздушного боя в котором Фоккер непрерывно атаковал и "сбил" противника - дым и пламя из-под двигателя Сопвича и его быстрая посадка за деревьями на поле смотрелись достаточно атмосферно.
Самолеты Сопвич были очень популярны в Российской Империи а затем и в СССР, а вот триплан Фоккер в основном ассоциируется с Манфредом фон Рихтгофеном, немецким аристократом и военным пилотом известным под именем "Красный Барон" - на триплане он одержал часть своих побед, используя его высокие маневренные характеристики.
Авиация молодой чешской республики межвоенного периода развивалась очень динамично, о чем можно было судить по количеству и разнообразию конструкций представленных самолетов. За неимением познаний об этом периоде - только фото
Музыка сопровождающая шоу стала тревожной, напряженной по характеру, обозначив начало черных дней в истории Чехии - нацистская оккупация 1939 года была разыграна по сценарию в виде нападения на военный аэродром. Часть пилотов, как это было в реальности, успели улететь во Францию и Англию...
...до того как
Ju-52 высадил немецкий парашютный десант с оружием - для пущей наглядности они обстреляли поле холостыми патронами, кинули пару дымовых гранат, и наконец захватили чешские "ангары".
Следующая часть сценария перенесла зрителей в период знаменитой "Битвы за Британию", в которой чешские пилоты заслужили высокую репутацию сражаясь на стороне англичан в составе истребительных эскадрилий №310, 311, 312 и 313. Одним из самых известных чехов, представлявших свою страну в WWII является Франтишек Файтл, богатая событиями судьба которого легла в основу художественного фильма
"Темно-синий мир" (советую посмотреть - просто и душевно, без пафоса, и про любовь есть :)). Имитация воздушного боя была показана между
Messerschmitt Bf-109 "Emil" и
Hawker Hurricane Mk.I - основными участниками тех событий.
Авиация более позднего периода западного фронта была также представлена наиболее интересными мне самолетами -
Supermarine Spitfire Mk.Vb от английского RAF и
Focke-Wulf Fw-190A от немецкого Luftwaffe. И самолеты и пилоты прилетели в Пардубице из легендарного английского аэродрома и музея Duxford, где в настоящее время находится подавляющее большинство самолетов периода WWII - прекрасно сохранившихся, ухоженных, летающих каждый год в масштабном авиашоу
Flying Legends, куда я мечтал (и до сих пор подумываю) попасть. Возможно из-за отсутствия знакомства с местным аэродромом и расположением зрителей на земле (а может быть из-за ограничений на время работы ценных двигателей в жаркую погоду), гости ограничились несколькими пролетами над взлеткой, и несколько минут гонялись друг за другом, без особой впрочем зрелищности.
Но вот следующий экземпляр вызвал у меня полный восторг, вследствие чего я забывал фотографировать и просто любовался полетом -
Supermarine Spitfire PR Mk.XIX с двигателем
Rolls-Royce Griffon c механическим компрессором и пятилопастным пропеллером, с нанесенными белыми полосами (это делалось при высадке в Нормандии - союзнические самолеты были покрашены бело-черной зеброй чтобы отличать их от противника) на эллиптических крыльях, ставших также отличительной, "фирменной" чертой Спитфайра (эллиптические законцовки улучшают аэродинамические свойства крыла, особенно на малой скорости, и повышают маневренность самолета). Характерный с присвистом звук Гриффона с наддувом (чтобы обеспечить максимальную мощность - Mk.XIX был безоружным разведчиком и должен был способен удрать от любого преследования) не передать словами и не воспроизвести никакими колонками. Когда больше 2 тысяч лошадиных сил проносятся над головой на высоте десятков метров - это не просто самолет, это песня!
Окончание WWII ознаменовалось освобождением Чехии советскими войсками и конечно же лучшими истребителями ВВС -
Як-3 и
Як-9 Вместо истребителей Лавочкина - насколько мне известно в мире не существует летающего Ла - чехи использовали на шоу переделанный одноместный
Як-11 в типичном камуфляже
Ла-7 (один из которых находится в авиационном музее Kbely в Праге). Как самые маневренные и легкие, Яки больше остальных представленных самолетов "крутились" над полосой, изображая штурмовку наземных целей под сопровождение песни "Вставай страна огромная". Парный пролет на малой высоте тоже был очень неплох, и зрители смотрели эту часть шоу с интересом, что примечательно.
Послевоенная история чешской авиации также была славной - как специалисты по производству спортивных самолетов, чехи продолжили строить собственные тренировочные и спортивные экземпляры, наиболее известным из которых является наверное
Zlin Z-26 Trener - на нем многократно завоевывались титулы чемпионов мира по высшему пилотажу в 50-60-е годы. В общей сложности 16 Тренеров в группах по четыре сделали несколько кругов над зрителями, одна четверка выписывала плавные петли, и еще один пилот показывал способности нового Тренера с более мощным мотором.
Чтобы продемонстрировать преемственность спортивных традиций, протянувшихся почти на столетие среди чешских пилотов, следующими в небо поднялись "THE FLYING BULLS" - воздушно-акробатическая группа на четырех
Zlin Z-50LX ведомая женщиной. Эти ребята (которым на самом деле уже за 40) вызвали немалое оживление на земле своим энергичным и слаженным пилотированием - групповая бочка, групповая обратная петля с отрицательными перегрузками, штопор, вертикальные восходящие спирали, полет "голова к голове", спиральный облет вокруг пары самолетов, размашистые косые петли, наконец разлетающийся "букет" с дымовыми следами для зрелищности, под динамичную музыку. Зрителям очень понравилось, и нам тоже!
Отдельная часть программы была посвящена польским гостям на легендарном
Миг-15 (вариант УТИ), единственном летающем экземпляре в мире. Его взлет сопровождался возгласами восхищения среди зрителей и дружными аплодисментами без подсказки комментатора. Единственный недостаток этого выступления заключался в очень осторожном пилотировании на некотором удалении от полосы - показав несколько горизонтальных виражей Миг-15 вернулся на землю - возможно поляки берегут его и не хотят много гонять двигатель и рисковать над зрителями.
Еще одни гости прилетели из Cловакии на
Миг-29 - самый большой из всех выступавших, в тигровой раскраске, этот самолет продемонстрировал настоящую мощь ревом своих двух двигателей на форсаже, воспринимавшимся не столько на слух сколько содроганием всего окружающего пространства. Действительно грозный и интересный самолет, хотя им уже никого не удивишь - за последние 20 лет он летал на всех континентах на всех шоу, но для меня видеть его впервые было здорово.
Программа дня подходила к завершению, солнце клонилось на запад, и в сторону заката пролетела группа всех присутствующих реактивных самолетов - L-29, два L-159, Миг-15, Миг-29, JAS-39
Для тех кто дочитал до конца - бонус! :) Несколько видеороликов, нарезанных из того что мы сняли на шоу - конечно качество изображения и звука не очень, все-таки нужно иметь определенные навыки для съемки таких событий, и что-то более адекватное чем фотомыльница в руках, но тем не менее:
исторический полет Blériot XI
Click to view
cамолеты WWII
Click to view
современная авиация
Click to view
выступление The Flying Bulls
Click to view