На Алтае, соприкасаясь со староверами, было поразительно слышать о многочисленных религиозных сектах, и посейчас на Алтае существующих.
Поповцы,
беспоповцы, стригуны,
прыгуны,
поморцы,
нетовцы, которые вообще ничего не признают, - сколько непонятных разделений. В Трансбайкалии живут "семейские", т. е. староверы, сосланные в Сибирь со своими целыми семьями, а также темноверцы и калашники.
Каждый темноверец имеет свою закрытую в ковчеге икону, которую считает истинной. Если кто-нибудь другой помолится на ту же икону, она делается недостойной. Еще более странны калашники, они молятся через отверстие в калаче. Мы много слышали о темных верах, но о такой еще не слыхали. И это в 1926-м году. Здесь же находятся и
хлысты,
пашковцы, и
штундисты, и
молокане - нескончаемое разнообразие верований, исключающих друг друга.
Н. К. Рерих (1874-1947)
Сердце Азии (Нью-Йорк, 1929)