1927

Nov 15, 2013 18:29



На КДПВ фрагмент фасада дореволюционного доходного дома А. А. Пороховщикова на Тверской улице (арх. А.Е. Вебер). Сам же дом еще примечателен и тем, что в 1927 году здесь открылась Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов, устроенная Ассоциацией изобретателей-инвентистов (АИИЗ).

Из советского журнала "Уральский следопыт":
"...Выставка была посвящена двум юбилеям - 10-летию Великой Октябрьской революции и 70-летию Константина Эдуардовича Циолковского.
Кто же были непосредственные организаторы выставки на Тверской? Иван Степанович Беляев - бывший политкаторжанин, участник гражданской войны, персональный пенсионер республиканского значения. По состоянию здоровья (каторжная тюрьма наградила ветерана туберкулезом легких) он не мог работать на выставке с большой нагрузкой, но, горячо увлеченный идеей освоения космоса, вдохновлял коллектив межпланетчиков. Его любили и берегли.
Президент АИИЗа Александр Сергеевич Суворов тоже участвовал в гражданской войне. Окончив среднюю школу, добровольцем ушел в Красную Армию и сражался против Колчака и Врангеля. Как руководитель сектора он ведал всеми организационными вопросами.
Изобретатель-конструктор Георгий Андреевич Полевой в юные годы прошагал пешком по странам Европы более 15000 километров. Был солдатом в первую мировую войну и сражался с белогвардейцами в гражданскую. Стал шофером, затем летчиком. На выставке он взял на себя техническое руководство.
Ольга Викторовна Холопцева - библиотекарь. С 1915 года и после революции работала в госпиталях, ухаживала за ранеными. Активно выполняла общественную работу. Она вела большую переписку, связанную с проведением выставки, организовала вегетарианскую столовую, доход от которой пошел на финансирование выставки.
Самый молодой из межпланетчиков техник Захар Григорьевич Пятецкий принял на себя нелегкую заботу о материальном снабжении выставки.
Все эти люди были членами «Межпланетного сектора» и инициаторами замечательной выставки. К ним присоединились еще двое: летчик и изобретатель Александр Яковлевич Федоров, восторженный последователь Циолковского, и московский художник Иосиф Павлович Архипов, проводивший в те годы крупнейшие оформительские работы в столице. Его пригласили оформить выставку.
Вот эти семеро смелых, воодушевленных идеей на грани фантастики, и создали в кратчайший срок выставку по космонавтике.
Наняли столяра, жестянщиков, художников-рисовальщиков. Помещение выставки, до последнего дня перед открытием, служило мастерской. Здесь пилили, строгали, паяли, клеили, только жестянщики работали в подвале, так как они сильно стучали. Федоров, Полевой и Пятецкий ютились там, где находили свободное место.
Готовясь к выставке, обратились к Циолковскому. Получили от него адреса зарубежных деятелей, занимавшихся проблемой полета в мировом пространстве. Стали рассылать письма зарубежным пионерам космонавтики.
Охотно откликнулся на приглашение Макс Валье - «Ваше письмо от 9 февраля с. г. меня очень обрадовало и я сделаю все от меня зависящее, чтобы пойти Вам навстречу», - далее следовал перечень посылаемых печатных работ и лиц, занимающихся проблемой межпланетных полетов.
Валье писал о трудной жизни, о падении в горящем аэроплане и лечении в госпитале, о борьбе с нуждой; для заработка он писал статьи, читал лекции, показывал публике в телескоп луну и звезды.
«...Чувствую, - говорится в письме, - что Вы проникнуты совершенно другим духом, чем тот, который господствует здесь... Наверное, на открытии выставки состоится большое торжество. К сожалению, я еще не имею ракетного корабля, который позволил бы преодолеть расстояние от Москвы до Мюнхена за один час... Полет в мировое пространство будет слиянием техники с культурой. Я рад, что могу сотрудничать для Высшего идеала человечества».
Пришли письма от Франца Улинского, Роберта Годдарда, Вальтера Гомана. Зарубежные пионеры космонавтики очень интересовались Циолковским и его работами, охотно откликнулись на приглашения.
Фантастика! Русские первыми отважились устроить выставку, когда в капиталистических странах еще никто не помышлял об этом.
24 апреля состоялось открытие выставки..."



"...Художник И. Архипов оформил витрину, изобразив лунный пейзаж: на горизонте из-за острых пиков лунных гор выглядывал сине-зеленый диск Земли, ближе у края большого кратера высилась космическая ракета, а неподалеку от нее, взобравшись на скалу, всматривался в лунные дали фанерный человечек в скафандре..."
Висят аоистские лозунги: "Мы, космополиты, изобретем пути в миры!", "Через язык АО изобретем все!" и вывеска "Всеизобретальня"*.



Устроители выставки: О. Холощева, И. Беляев, А. Суворов, Г. Полевой и З. Пятецкий. Рядом с фамилиями указаны аоистские имена устроителей.



Общий вид выставки. Слева - уголок писателей: Жюля Верна и Герберта Уэллса с их космическими средствами передвижения в виде снаряда и сферы. Для рекламных целей, контур Земли вырезали так, чтобы была возможность подсвечивать его в вечернее время, добавляя тем самым планете реалистичности.



Атомный ракетомобиль изобретателя Александра Федорова. Движитель ракетомобиля должен был работать на электрохимической энергии, представляющей собою результат использования внутриатомных процессов (к тому моменту была уже разработана теория радиоактивного распада, а Резерфорд наблюдал искусственное превращение ядер). Форма «ракетомобиля» (длина - 60 м, диаметр - 8 м) была выбрана обтекаемой, поскольку ему предстояло стартовать с Земли, разгоняясь до 1000 км/ч в атмосфере, а далее - до 25 км/с. Экипаж - 6 человек, вес с топливом - 80 т. В пределах атмосферы полет осуществлялся тягой пропеллеров и подъемной силой крыльев. В пустоте межпланетного пространства винты и крылья убирались. На стене виднеется рисунок космического скафандра конструкции Георгия Полевого.



Проект ракетного корабля Эрнеста Уэльша, горючим для которого должен был служить мелинит, взрывающийся в сжатом воздухе. Спуск ракеты производится при помощи парашюта. Рядом модель ракетомобиля и схема космостанции (электромагнитной пушки) Полевого, представляющие собой просверленный в горном массиве «компрессорно-соленоидный» тоннель, в котором по направляющим скользит особый вагон, заключенный в железный панцирь обтекаемой формы. «Компрессорно-соленоидная» станция сообщает «панцирно-реактивному» вагону скорость до 1600 м/с. При этом скорость поддерживается горением «реактивных труб», выходящих из панциря наружу. Достигнув высоты 150 км, панцирь автоматически раскрывается и происходит зажигание во всех трубах. «Ракетомобиль» уходит в космос, постепенно развивая скорость до 11 км/с, а панцирь на парашюте падает вниз и подвозится к станции для повторного использования. Уголок изобретателя Роберта Годдарда с проектом лунной ракеты. Макет ракеты Эсно-Пельтри.



Уголок изобретателя Роберта Годдарда крупнее.



Изобретательско-конструкторский период Макса Валье, А.Я. Федорова, Г. Крейна, Германа Оберта.



Схема механизмов машинного отделения ракеты А.Я. Федорова.



Уголок изобретателя Макса-Валье крупным планом. Представлена его книга-бестселлер «Прорыв в мировое пространство. Техническая возможность» («Der Vorstoss in den Weltraum. Eine technische M"oglichkeit») где он, в частности, пропагандирует проект Германа Оберта и излагает свои собственные идеи о межпланетных сообщениях. Соседствующие иллюстрации демонстрируют его идеи по постепенному превращению обычного винтового аэроплана в ракетоплан, с финальным аккордом в виде двухфюзеляжного гиганта с восемнадцатью ракетными двигателями.



Модель ракеты Макса Валье.



Почетное место на выставке изобретатели отвели работам Константина Эдуардовича Циолковского.



В процессе подготовки к выставке художник И.П. Архипов специально ездил в Калугу рисовать Циолковского и привез вылепленный из пластилина скульптурный эскиз. Этот первый прижизненный бюст ученого хранится сегодня в Политехническом музее. Рядом с бюстом находится модель космической пилотируемой ракеты К.Э. Циолковского (современная модель в музее Космонавтики для любопытных: 1,2).



Модель межпланетного космического корабля изобретателя Фридриха Артуровича Цандера. При полете корабля в низших, более плотных слоях атмосферы в качестве силовой установки должен был использоватся поршневой двигатель особой конструкции, работавший на бензине и жидком кислороде, либо воздушно-реактивный двигатель, использовавший в качестве окислителя кислород окружающего воздуха. При достижении же разреженных слоев атмосферы должны были включаться жидкостные ракетные двигатели, а ставшие ненужными части большого самолета, изготовленные из металлов с высокой теплотворной способностью, втягивались в корпус и расплавлялись с тем, чтобы использоваться в качестве дополнительного горючего. Для спуска на Землю или другие планеты, обладающие атмосферой, служили добавочные малые крылья, дававшие возможность совершать посадку без каких-либо затрат горючего.



Модель загадочных явлений, проявляющихся в верхних слоях атмосферы.

"...Захар Григорьевич Пятецкий писал в воспоминаниях: «По первому дню работы можно было судить о несомненном успехе. Среди посетителей были и млад, и стар. Были рабочие и служащие, ученые и инженеры. Особенно много молодежи, студентов. Не раз приходили Ф.А. Цандер и друг К. Э. Циолковского известный ученый А. Л. Чижевский. Были народные артистки Нежданова и Обухова, Вл. Маяковский. Вспоминается такой эпизод - в первые дни выставку посетил один молодой человек, он сообщил, что у него имеется проект космического корабля. Его проект поместили в экспозицию.
Выставка высоко подняла престиж и приоритет нашей страны в деле астронавтики. Подобных выставок ранее не было. По предположительным данным, за 2 месяца работы выставки, её осмотрело примерно 10-12 тысяч человек»..."

"...Московская пресса отнеслась к выставке с интересом, но иронически:
«…Выставка „Космополитов вселенной“ только что открылась. Посетители идут сюда как-то застенчиво, оглядываясь, точно боясь, чтобы не увидел кто и не осмеял. Только у немногих решительный вид, - так и кажется, что этот человек пришел записываться для первого полета на Луну. Впрочем, такие желающие в самом деле были…»
Организаторы это предусмотрели, и для таких желающих на выставке имелась специальная книжка, куда записывались все, кто хотел полететь на Луну.
«Слушаешь все это, - писал репортер, - и представляешь себе кассу станции межпланетных сообщений. К ней подходит человек и, спокойно попыхивая папироской, небрежно бросает: - А дайте-ка мне билет на ракету-экспресс - до Луны и обратно…»
Несмотря на скепсис прессы и отрицательное мнение Губполитпросвета, выставка на Тверской стала важнейшим событием для энтузиастов космонавтики. Она подводила своеобразный итог всем работам в этой области к середине 1920-х годов. Посетитель с фантазией, глядя на ее стенды, мог представить себе пути дальнейшего развития ракетной техники на ближайшие годы, а то и десятилетия..."

"...По итогам выставки ее организаторы выпустили отчет, который был разослан всем, кто прислал заявки. Помимо различных чертежей и описаний к ним, в отчете содержались доброжелательные отзывы посетителей. Вот некоторые из них, исчерпывающе характеризующие и самих посетителей, и эпоху, в которой все это происходило:
"1. Экскурсия от месткома апаковского трамв. парка г. ж. д.
«Просмотрев выставку, констатируем ее полезность, но ставим недочетом малую площадь помещения и недостаток средств, отпущенных на ее устройство. Кроме того, часть экскурсантов, познакомившись с деятельностью Циолковского, находит необходимым повысить пенсию на его содержание. Экскурсия парка, совместно с работницами Донбаса, находит нужным пополнить выставку не только моделями, но и оригиналами, т. е. телескопами и т. п. Находим желательным в объяснении лектора иностранные слова заменять русскими.»
2. Профессор Орлов.
«С большим интересом осмотрел экспонаты выставки.»
3. Инженер-электрик Мальцев.
«Выставка межпланетных летательных аппаратов вполне своевременна и полезна для популяризации идеи межпланетных сообщений.»
4. Перелыгин и Протопопов.
«Приветствуем дерзающих открыть неведомое.»
5. Горев.
«Наш ум так не привык ко всему чудесному-неизвестному», что буквально видишь и слышишь, как во сне, и в то же время понимаешь, что это не бредни, а вполне возможная идея, подкрепленная уже наукой и практическими достижениями."
6. Агент газеты «Рабочая Москва» Саломея Г. Ворткин изобретателю Федорову:
«Я хочу лететь с вами при первом полете. Желание это серьезное. Как только услышу о том, что Вы готовы, я буду всеми силами добиваться, чтобы Вы взяли и меня. Прошу не препятствовать исполнению моего желания.»
7. Артист 3-й госкино-студии Сетр.
«Ярко обставлена выставка. Желательно было бы, чтобы первыми достигли Луны наши изобретатели.» ..."

* - аоисты называли себя всеизобретателями, создали свой "всечеловеческий" язык будущего с алфавитом из 11 символов, который постепенно стал бы универсальным межпланетным и всекосмическим из-за своей простоты. Придерживались вегетарианства, отличались антимилитаристскими взглядами и убеждениями, не пили, не курили. Желали преобразовать хаотичный, по их мнению, мир на принципах целесообразности и разумности. Считали, что глупо проводить треть жизни во сне. Разумный человек должен тратить на сон минимум времени. Радикально предполагали изменить и питание человека. Особенно в связи с тем, что люди слишком много и часто едят, аоисты мечтали изобрести так называемые пиктоны - специальные пилюли, содержащие концентрированную пищу. Питание пиктонами должно было быть редким и безвыделительным. Хотели также, чтобы люди носили маски, поскольку неразумная природа многих обделила красотой. В перспективе аоисты планировали создать искусственные солнца и устроить межпланетное сообщение. Конечной целью аоистов было достижение вечной жизни.

Источники и материалы:

Н. А. Рынин "Межпланетные сообщения", 1929г:
Первая Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов в Москве

IO9: The Great soviet space exhibition of 1927

«Уральский следопыт» 1977 год №11 сс. 52-54
Владимир Зотов: "НА ПОРОГЕ ЗВЕЗДНОГО ВЕКА"

Антон Первушин "Космонавты Сталина. Межпланетный прорыв Советской Империи" Глава 2.2. Первая Выставка Межпланетных Аппаратов

Маргарита Школьниксон
"Аоисты" (Из воспоминаний Б. Мазурина)

символ, город, архитектура, москва, фасад, выставка, фото, фотография, космос, наука

Previous post Next post
Up