В минувшее воскресенье мы с Маринкой посетили МХАТ им.Горького, а именно постановку пьесы самого Горького "Васса Железнова".
Сидя в электричке Кунцево-Лобня, отпишусь о впечатлениях.
Если в целом, то постановка превзошла мои ожидания.
Естественно, я ожидал, что актерская игра будет выше всяких похвал. В главной роли была народная артистка и художественный руководитель мхата сама Татьяна Доронина и, несмотря на свой весьма почтенный возраст (78 лет), сыграла она отлично. Так же достойны восхищения и всяческих похвал остальные актеры. Выразительность, акустика - все на высоте и это было мной ожидаемо. Правда сам зал выглядит очень как-то по-советски (ну логично, да, здание построено в 1973 году и имеет все признаки архитектуры и интерьера того периода), но не о том речь.
Что действительно меня удивило, так это сама пьеса. Я ранее ее не читал и перед выбором билетов ознакомился лишь с краткой аннотацией.
Так вот, озвученные в пьесе проблемы действительно заставили задуматься!
Итак, поделюсь размышлениями. Для этого краткая вводная и выдержка из диалога.
Время действия: начало 20 века, но до революции. Васса Железнова: владелец пароходного бизнеса, которым она управляет вместо пьяницы и распутника мужа, мать двоих дочерей и сына Федора (он за границей). Рашель: сноха Вассы, революционерка, в бегах, приехала из Швейцарии тайно, чтобы увезти сына (и внука Вассы) Колю за границу.
А теперь диалог:
---------------------
Рашель. Слушайте-ка, Васса Борисовна, отдайте сына, я его отправлю за границу...
Васса. Снова, значит, спорить хочешь? Нет, не отдам!
Рашель. Я совершенно не могу себе представить, что вы будете делать с ним? Как воспитывать?
Васса. Не беспокойся, сумеем. Мы люди оседлые. У нас деньги есть. Наймем самых лучших учительниц, профессоров... Выучим.
Рашель. Выучите не тому, что должен знать честный человек. Жить Коля будет в этом доме с балалайками, с гитарами, с жирной пищей, полупьяным Прохором Храповым, с двумя девицами: одна полудитя, другая слишком озлоблена. Васса Борисовна, я не плохо знаю ваш класс и здесь, в России, и за границей. Это безнадежно больной класс! Живете вы автоматически, в плену хозяйств, подчиняясь силе вещей, не вами созданных. Живете, презирая, ненавидя друг друга и не ставя перед собой вопроса: зачем живете, кому вы нужны?.. Даже лучшие, наиболее умные люди ваши живут только из отвращения к смерти, из страха перед ней.
Васса. Все пропела? Ну, отдохни, послушай меня. Чего не понимаю я в тебе, так это вот чего: как это выходит, что смелый твой умишко и слеп и хром, когда ты о жизни говоришь? Класс, класс... Милая, Гурий Кротких, управляющий пароходством моим, насчет класса лучше твоего понимает: революции тогда законны, когда они этому дурацкому классу полезны. А ты о какой-то беззаконной революции толкуешь... о надземной какой-то. У Кротких дело ясно: социалисты должны соединить рабочих
для интереса промышленности, торговли. Вот как он предлагает, и это правильно! Он не дурак... в этом, а вообще в делах еще глуп.
------------------
И вот что в этом диалоге интересно. Рашель так здорово сыграла это на сцене, что я поверил: она права тут. Ну нечем возразить. Ответ Вассы здесь совершенно неубедителен и как то даже жалок.
Думаю, в советское время эта пьеса была весьма любима идеологами ЦК. Ибо апологетика революции детектед. Аж на меня, старого ревнителя царской России, подействовало.
Но подвох тут конечно же есть. Дело в том, что автор совершенно убирает религиозную составляющую жизни. И именно поэтому Вассе нечего ответить революционерке.. Отличный ответ - это произведение Ивана Шмелева "Лето Господне". Там жизнь тогдашнего "московского бизнесмена", главы отца Шмелева наполнена стремлением жить по заповедям Божиим. Поэтому и наемные рабочие, и управлящие, и домочадцы вполне довольны и счастливы. И нет никакой гнили, и жизнь осмысленна, и труд в радость.
В "Вассе Железновой" ничего такого нет. Несмотря на то, что она по-своему, по-земному, хорошая мать, все ее заботы тщетны. Лишь только она умирает, это очевидно показывает Горький: окружение Вассы озабочено своим материальным будущим и это выглядит весьма отвратительно.
Но финал не безнадежен. Младшая дочь Вассы Людмила, немного помешанная, как все считают, - единственная, кто действительно мудр во всей пьесе. Фактически Горький воплощает в ней христианский идеал святости: она всех любит, всему радуется, никого не осуждает и всегда честна. И ведет себя как ребенок (а ей 16). Она чуть ли не единственная скорбит о любимой матери. И финал таков - она уходит в глубь сцены, в свет. Я бы даже сказал - в Свет. Этим, как мне кажется, автор показывает: вот единственный в пьесе положительный пример, вот ответ на все псевдоправильные доводы Рашель за революцию.
Вотъ.