Мысли и рецензия на "День опричника" Владимира Сорокина
Jul 16, 2016 21:48
Я понимаю, что мало кому будет интересен этот пост. Но несколько людей оценят, поэтому пишу.
Итак, с википедии: Действие повести "День опричника" происходит в России 2027 года, отгороженной от остального мира Великой Русской Стеной. В стране восстановлено самодержавие, процветают ксенофобия, протекционизм, лубочно-квасной патриотизм и всевластие карательных органов, творящих постоянные репрессии (и при этом погрязших в коррупции), а единственными источниками дохода ничего не производящей страны являются продажа природного газа и поборы с транзита китайских товаров в Европу.
Сразу предупрежу всех, кто решится прочитать эту повесть: детям до 25 лет читать не рекомендую, сцены сексуальных извращений поражают воображение и сносят крышу.
Тем не менее, написано интересно, читается легко (за исключением адовых сцен), язык стилизован под старорусский, но при этом всё более-менее понятно.
Есть пара косяков по матчасти: классическое "размахивая паникадилом" ([развернуть]Смешной случай (хотя и с отнюдь не базовым понятием христианской традиции) встретился мне в атеистической публицистике начала 80-х. Тогда в журнале «Наука и религия» появился очерк из жизни колхозного духовенства. Автор очерка решил продемонстрировать читателю, что он вполне владеет церковной терминологией. И поэтому в самом начале его повествования появилась такая фраза: «Когда я вошел в храм, там как раз шла служба. В эту минуту дьякон вышел на амвон, размахивая паникадилом»… Тем, кто еще не засмеялся, поясню: то, чем «машет» дьякон, называется «кадило». «Паникадило» - это название люстры в храме. Впрочем, и в 2004 году журналист, который к позору «Известий» ведет в ней и религиозную и научную тематику, вляпался в ту же дурь. Его статья была названа - «Прошлись паникадилом по университету» (Известия 29.5.04). (с) http://www.odinblago.ru/pravoslavie/kuraev2/3/) и перечисление через запятую "черемисы, марийцы".
А теперь перейду к сути. Посыл автора я вижу такой: авторитарная власть под личиной русского православного патриотизма устроит "опричный террор" собственного населения. При этом усилится коррупция, моральное разложение и произвол спецслужб. Типичная антиутопия. Особенный упор Сорокин делает на полную сексуальную и наркотическую вседозволенность. Практически в самом начале повести главный герой после зверского повешения неугодного Государю столбового, насилует его жену (там вообще групповое изнасилование всеми опричниками) и после этого все они едут в Успенский собор на молебен. Так же, ГГ (главный герой) ездит к колдунье-ясновидящей для приворота жены царя и какого-то гвардейца (жена царя изображена адовой нимфеткой). Вы меня извините, г-н Сорокин, но это не православное самодержавие. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного Мф,7:21. То, что описывает Владимир Сорокин в повести, это натуральное царство антихриста. Когда он приходит и восседает в храме, как и написано в апокалипсисе. Особый треш, когда глава опричнины, после адовой оргии, закинувшись кокаином, рассуждает, что "мы, православные, сохранили на земле церковь как Тело Христово...", "выстроил Государь наш Стену Великую, дабы отгородиться от смрада и неверия, от киберпанков проклятых, от содомитов.." От содомитов. Отгородились. Стеной. Только что после содомской оргии. Ну-ну.
К сожалению, я вынужден признать, что есть некоторые основания полагать, что т.н. "православие и власть" пойдет путем антиутопии Сорокина. Тут я отсылаю к ЖЖ досточтимого протодиакона Кураева, который вскрывает ту еще гомосятинку среди высшего духовенства Русской Православной Церкви. А о. Максим Козлов косвенно подтверждает. И о.Тихон (Шевкунов) (ныне уже епископ Егорьевский) тоже косвенно подтвердил, что такие случаи могут быть. К счастью, я лично с такими явлениями не встречался. К счастью, мне знакомые архиереи - истинные монахи. А мне знакомые священники - истинные пастыри. Но нет оснований не верить о.Андрею Кураеву, который говорит о голубом лобби в церковной иерархии. И при всем при этом есть основания для оптимизма. Потому что "соль земли" еще осталась. Есть епископы, есть священники, есть миряне. Истинные молитвенники, подвижники - христиане.
Так вот, я бы мог написать другую повесть. Тоже про то, какой стала бы Россия при восстановлении православного самодержавия. Истинно православного, а не антихристового. В этой повести царь был в честном браке и имел много детей. Духовенство не боялось бы обличать грехи людей из власти (как делал когда-то митрополит Филипп). Православие было бы сутью жизни, а не внешней личиной и походами в церковь для галочки. Власть утверждалась бы не террором опричников, а соблюдением закона, основанного на Законе Божием. Всякое дело рассматривалось бы судом (государственным или церковным, в зависимости от вида предполагаемого преступления). В стране упор сделан был бы на просвещение: научное и богословское. Семья признавалась бы основой государства, ей оказывалась бы финансовая и идеологическая поддержка. Да, стоило бы ограничить свободное распространение западной идеологии вседозволенности, пропаганды свободной любви и безответственности. В обществе, в СМИ подвергались бы осуждению пороки и беззакония. "Бери от жизни все", "ты этого достойна" - это не наши лозунги. Наши лозунги - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Но это все возможно, если весь наш номинально православный народ начнет воцерковляться (и не обрядовой стороной только) и просвещаться. В настоящее время предпосылок к восстановлению православной монархии я не вижу. Православие, вспыхнув в сердцах людей пару десятилетий назад, осталось гореть не более чем в 2-3% населения. Остальные - ради моды, а не для истинного служения Христу и ближнему. Что касается коррупции, то при постепенном воцерковлении народа (и, следовательно, и чиновников), она сама пойдет на убыль. Как можно подходить к Чаше Причастия, если вчера взял взятку? Или ты директор фирмы и гонишь зарплату рабочим в конвертах. А вечером, на всенощной ты идешь к духовнику и предстоишь перед самим Богом в присутствии священника на исповеди! Великая Русская Стена могла бы воздвигнуться нерукотворная, а в умах людей, которые бы боялись сотворить грех, не из страха земного наказания, а из страха Божьего.
И последнее, немного отвлеченное. Ведь глубинной причиной революции 1917 года было оскудение истинно православной жизни в народе и, в первую очередь, духовенстве России. Все ходили в храм, раз в год причащались, соблюдали посты. И при этом творили те еще беззакония. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение" Мф.23:13. Карикатуры на попов в советское время ведь отчасти были правдой.
p.s. кому интересно, прочитал весь пост, а кому нет, тот пусть не жужжит в каментах, я предупреждал в первой строчке :)