По просьбе многоуважаемой
vega попробую что-то такое наваять.
Первое, что хотелось бы отметить, это то, что не все монастыри (крупные и не очень) у меня вызывают некое глубокое чувство и сильное впечатление. Например, Оптина Пустынь прошла как-то мимо души, хотя это связано скорее всего с тем, что я утром приехал, а вечером уехал - не успел проникнуться. Троице-Сергиева Лавра тоже не очень - слишком туристическое место. Единственно, где "мысль возносится горЕ" в ТСЛ - это в Троицком храме у мощей преп. Сергия. Ну и ранняя Литургия знаменным монашеским распевом там тоже внушает. А вот, например, Киево-Печерская Лавра, Московский Сретенский монастырь, Московский Свято-Данилов монастырь очень благотворно на мою душу влияют.
Я это к чему. К тому, что в Псково-Печерский монастырь относится к категории второй, где проникаешься. Тут может еще сказалось, что я смотрел док. фильм о. Тихона (Шевкунова) про монастырь, про о. Иоанна Крестьянкина и др. старцев печерских, с кем он лично общался, да и в книге "Несвятые святые" много написано.
В общем хорошо там. Несмотря на то, что в будний день (но накануне памяти великомученика Пантелеймона) был незамысловатый хор, без мощи и грома а-ля Сретенский, а на Литургии так и вовсе женский дефолтовый. Но хор не отвлекает от молитвы, а помогает (а в некоторых храмах бывает вовсе даже наоборот).
Рано утром мы пошли на братский молебен и полунощницу перед Литургией, и это пожалуй наиболее сильное впечатление от монастыря было. На молебне удивительно пели монахи, на полунощнице впечатляюще звучало "Се Жених грядет в полунощи..." тоже в исполнении братии.
Да, совсем забыл сказать, на акафисте за всенощной, когда братия вышла в центр храма, я вдруг услышал знакомый голос. "Во", думаю, "зуб даю, что это голос о. Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря". Потом высмотрел (народу было много) - и реально он, ближе к концу службы видел его у алтаря, обнимающегося с местными иеромонахами. У него Псково-Печерский монастырь - духовная родина, наверняка часто приезжает туда.
А еще там тихо, спокойно, время течет на порядок медленнее, чем в Москве.
Что касается старцев и "духоносных батюшек-иеромонахов", то мы к ним не стремились. Мудрый совет относительно духовной (и не духовной тоже) жизни может дать самый немудрящий приходской священник, потому что часто бывает, что не священник по своему уму что-то говорит, а сам Господь через священника дает что-либо понять. Однако интересно, что по одной теме я спрашивал кое-что у лобненского священника и у иеромонаха в Псково-Печерском монастыре. Они дали совершенно идентичный совет.
Что касается людей, приезжающих в Печоры, то наверное есть разные. В гостинице, в которой мы останавливались, были паломники соответствующего стиля. Приходили эстонцы (возможно русские эстонцы) покрутили головой, не удовлетворились помещением, ушли. Но, думаю, в основном в Печоры приезжают помолиться, а не поглазеть на монастырь, как в Троице-Сергиевой Лавре. Больше всего приезжают из Питера, много из Москвы, прилично из Эстонии (до границы рукой подать).
По самому городку Печоры, наверное, отпишусь с фотками чуть попозже в другом посте.
* на первом фото рака с мощами преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (нагуглено)