95 лет назад, 4 апреля 1915 года, в русский плен попал сержант австро-венгерской армии Иосип Броз, будущий маршал, премьер-министр и президент Югославии, правивший страной 35 лет, кавалер ордена "Победа", известный во всем мире с как Тито.
Первая мировая застала Иосипа уже в армии: он был призван осенью 1913 года в 25-й Загребский гонведный пехотный полк. В мае 1914 Броз занял второе место в чемпионате Австро-Венгерской армии по фехтованию, и серебряную медаль ему вручал лично эрцгерцог Иосиф Фердинанд (тот самый, который после аншлюса окажется единственным Габсбургом, побывавшем в нацистском концлагере).
С началом войны его полк отправляется в Сербию в составе 42-й Королевской гонведной пехотной дивизии, которая в свою очередь стала частью 13-го корпуса. Место дислокации - район города Рума в Среме.
13-й корпус, составивший с 8-м 5-ю армию под командованием генерала Либориуса фон Франка, побывал в самом пекле (
раз,
два и
три), и ефрейтор Броз проявил себя с лучшей стороны - по итогам сербской кампании 1914-го года он получил медаль "За храбрость" и был повышен до сержанта и взводного командира. Этот факт совсем не вяжется с воспоминаниями самого Тито о том, что за антивоенную агитацию на фронте он был посажен в Петроварадинскую крепость в Новом Саде, но это не единственный случай мягко говоря неточности в жизнеописании маршала и более поздней редакции собственной биографии в угоду сложившейся конъюктуре. Небезынтересно и то, что когда Тито партизанил против немцев в Западной Сербии в 40-х, он любил рассказывать соратникам о том, как он воевал в этих же местах 30 лет назад... Хорошо, что ему вовремя напомнили, что воевал он против отцов его теперешних однополчан, и лучше особо не распространяться о подвигах австро-венгров, многие из которых были зафиксированы в докладе профессора Арчибальда Райса.
По окончании бесславной сербской кампании весь 13-й корпус перебрасыватся в январе 1915 года на русский фронт, в Карпаты, на самый правый фланг. Корпус входит в группу Пфланцера-Балтина. Там же воюет пан Пилсудский со своим польским легионом. Группа Пфланцера единственная имела в Карпатах ощутимый успех и даже сподвигла командующего перемышльским гарнизоном на попытку прорыва из русской блокады (
подробнее). В феврале 1915-го части Пфланцера прорвали оборону наших войск у Делятина и вошли в Северную Буковину, захватив Надворну, Коломыю, Черновцы и Станислав (ныне Ивано-Франковск). Наступление австрийцев было остановлено лишь на Днестре. Забегая вперед, скажу, что в Буковине Пфланцер пробудет до 9 мая, когда 9-я армия генерала Лечицкого выбьет его части (сформированные к тому времени в 7-ю армию) за Прут. А пока в марте и апреле тут шла позиционная война с ежедневными стычками, кавалерийскими атаками и разведывательными рейдами в тыл противника. В марте Броз получил легкое осколочное ранение, но вскоре вернулся на передовую.
На 4 апреля в 1915-м году, так же как и в 2010-м, приходилась Пасха. Именно этот день выбрала для атаки на австрийские траншеи знаменитая Дикая дивизия 2-го Кавалерийского корпуса хана Нахичеванского (в тот момент корпусом фактически командовал Каледин).
Вот как описывает эти события сам Иосип:
"Русские неожиданно атаковали нас. Наши офицеры находились на тыловых позициях, празднуя Пасху в штабе. Мы стойко отражали атаки пехоты, наступавшей на нас по всему фронту, но неожиданно правый фланг дрогнул, и в образовавшуюся брешь хлынула кавалерия черкесов, уроженцев азиатской части России. Не успели мы прийти в себя, как они вихрем пронеслись через наши позиции, спешились и ринулись в наши окопы с копьями наперевес. Один из них вогнал свое двухметровое копье, с железным наконечником, мне в спину под левую лопатку. Я потерял сознание. Затем, как мне рассказали позднее, черкесы принялись резать раненых, буквально кромсая их на куски своими кинжалами. К счастью, вскоре здесь появилась русская пехота и положила конец этой вакханалии"
Весь батальон попал в плен.
атака Дикой дивизии
Сержант Броз десять месяцев пробыл в тяжелом состоянии. Помимо ранения в госпитале в Свияжске (в 30 км от Казани), развернутом в Успенском монастыре, будущего президента Югославии спасали от пневмонии и сыпного тифа. Здесь же он начинает учить русский язык.
В феврале 1916-го поправившегося Иосипа переводят в лагерь военнопленных под Алатырем в Симбирской губернии (ныне в Чувашии). Там ему предлагают вступить в планируемый Добровольческий югославский корпус, формировавшийся из пленных сербов, хорват и словенцев по примеру аналогичных чехословацких частей. Броз отказывается, в очередной раз подтверждая свою верность кайзера-унд-кенигу, после чего его переводят в другой лагерь в Ардатов той же Симбирской губернии (ныне в Мордовии).
пленные австрийские офицеры
Как офицера его не могли заставить работать, но он идет добровольно механиком на мельницу в деревню Каласево. С конца августа 1916 года Броз трудится в качестве надзирателя на доверенных пленным ремонтных работах на Транссибирской магистрали в районе Кунгура Пермской губернии. Здесь его и застает Февральская революция.
Освобожденный революционными рабочими, Иосип Броз бежит в Петроград, где по его словам участвует в демонстрации. Это наверняка не известно, зато точно известно то, что при попытке пересечения границы с Финляндией он был пойман и вскоре доставлен обратно в Кунгур.
пленные австрийцы в лагере в Сибири
В вихре революционных событий Броз оказывается под Омском, в деревне Михайловке Боголюбской волости, где работает на паровой мельнице и женится на крестьянке Пелагее Белоусовой летом 1919 года. Несмотря на попытки связать Тито с известными событиями в России, мы знаем, что он не стал тогда членом Коммунистической партии и не принимал участия в Гражданской войне. В 1920-м он едет в Петроград, где присоединяется к группе бывших пленых югославов, следовавших в Шецин. В октябре 1920 года Броз возвращается в свой родной Кумровец. Можно считать, что Мировая война для него закончилась.
С Пелагеей он проживет в Загребе четыре года, после чего она вернется на родину. Их сын Жарко в 1941 году находился в СССР, воевал в Красной армии, потерял под Москвой руку и был награжден орденом Отечественной войны 1 ст.
Иосип Броз с женой Пелагеей и сыном Жарко в Загребе
В октябре 1944 года войска 3-го Украинского фронта в тесном взаимодействии с армией Тито освободили восточные районы Югославии и Белград. Командовал фронтом и всей операцией Маршал Советского Союза Федор Иванович Толбухин. В 1915 году прапорщик Федор Толбухин командовал 11-й ротой во 2-м пограничном Заамурском пехотном полку 1-й Заамурской пехотной дивизии 33-го армейского корпуса 9-й армии в Буковине. Этот факт не мог не всплыть в застольных разговорах с Тито, которого Толбухин укорил в том духе, что, мол, дорогой друг Тито, получается 30 лет назад ты стрелял в меня! Тито оправдывался тем, что Федор также стрелял в него, так как "вы воевали за вашего царя, а мы за нашего", и вообще, они не хотели чтобы русские их постреляли "как зайцев". Короче говоря, посмеялись и подняли бокалы за дружбу братских народов!
Маршал Советского Союза Ф.И. Толбухин
Справедливости ради должен заметить, что Броз с Толбухиным никак не могли стрелять друг в друга, поскольку Федор Иванович прибыл на Юго-Западный фронт только в июле, когда Иосип уже пребывал в Свияжске.