95 лет назад, 3 апреля 1915 года, в субботу, которая, также как и нынешняя, была Страстной, у Одессы подорвался на русской мине и затонул турецкий крейсер "Меджидие". Спустя два месяца крейсер был поднят со дна Черного моря и отбуксирован в Одессу. После ремонта он был введен в состав Черноморского флота под именем "Прут" и принял участие в боевых действиях против Турции. В мае 1918 года оккупировавшие Крым немцы вернули крейсер своим союзникам - туркам. Турки переименовали корабль обратно в "Меджидие" и успешно проэксплуатировали его до 1947 года.
Названный в честь Абдул-Меджида I, 31-го султана Османской империи, правившего в годы Крымской войны, и по совместительству отца двух последних султанов Блистательной Порты, Мехмеда V и Мехмеда VI, правивших страной в годы Первой мировой, бронепалубный крейсер "Меджидие" (в исходном проекте - "Абдулмеджидие") был построен в 1903-1904 гг. на верфи "Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии, США. "Меджидие" вошел в состав ВМФ Турции в 1905 году и на пару с крейсером "Гамидие", построенным в то же время, но в Англии, на несколько лет составил костяк флота империи.
"Меджидие" в бухте Золотой Рог в 1903 году
"Меджидие" принимал участие в Балканских войнах, правда без особого успеха: и в битве у Элли, и в битве у острова Лемнос турецкие ВМС были биты греческими.
В декабре 1914 крейсер через Трапезунд обеспечивал связь 3-й армии со Стамбулом во время Сарыкамышской операции.
"Меджидие" накануне Первой мировой войны
Пережив в марте 1915 морские атаки с двух сторон (англо-французского флота у Чанаккале и русского у Эрегли), турецкая эскадра сопровождаемая немецкими "Гебеном" и "Бреслау" отправляется осуществлять реванш к Одессе. К тому же у турецкой разведки появилась информация "о скоплении в одесском порту большого числа транспортов для погрузки войск", и с нанесением превентивного удара по "русскому десанту" нельзя было медлить. К слову, там действительно сосредотачивались 2-й армейский и 5-й кавказский корпуса, которые - если бы не Горлице - вскоре должны были отправиться к Босфору.
В конце 1914 года русские минные заградители "Дыхтау" и "Бештау" выставили на подступах к Одессе 1668 мин. На одной из них и подорвался ранним утром 3 апреля 1915 года "Меджидие". Произошло это в 15 милях от Воронцовского маяка. Погибли 26 членов экипажа. Турки какое-то время пытались спасти корабль, но уже через тридцать минут адмирал Сушон, находившийся на "Гебене" (который вместе с "Бреслау" в свою очередь прикрывал операцию со стороны Севастополя), приказывает командиру "Меджидие" Бюкселю затопить крейсер и увести эскадру к турецкому берегу. Команда снимает и выбрасывает за борт затворы с орудий, уничтожает радиостанцию, забирает документы (как мы увидим, не все) и пересаживается на "Гамидие". Миноносец "Ядигар" выпускает по "Меджидие" торпеду. "Меджидие" ровно опускается на дно, которое оказалось в этом месте всего в 12 метрах от поверхности - из воды остались торчать трубы, мачты, верхние мостики.
Уже на следующий день затопленное судно начинают осматривать русские моряки во главе с капитаном 1-го ранга Михаилом Иосифовичем Федоровичем, в то время командиром линкора "Император Александр III". 7 апреля к "Меджидие" спустились водолазы, руководимые поручиком Феоктистом Шпаковичем. Для определения возможности и целесообразности подъема трофея из Петрограда приехал полковник корпуса корабельных инженеров Швецов. 17 апреля начались работы по подъему крейсера.
Плавкран доставляет пластырь к носовой пробоине "Меджидие"
Спасательный буксир "Черномор", плавкран и баржа у "Меджидие"
Ответственным за проведение операции был назначен инженер, капитан 2-го ранга Витольд Желиховский. Опуская технические подробности, скажу лишь, что судно было поднято т.н. коффердамным способом, и произошло это 7 июня. Крейсер был доставлен в Одессу, в док Российского общества пароходства и торговли, где после тщательной инспекции было решено его восстановить и ввести в состав Черноморского флота под именем "Прут" - в память уничтоженного "Гебеном" осенью 1914 года минного заградителя с таким же названием.
Водолазы на "Меджидие". В фуражке - Ф.А. Шпакович
«Ремонт крейсера «Прут» в плавучем доке РОПиТ в Одессе», художник А.В.Ганзен.
Тогда же была сделана удивительная находка - оказалось, что турки при спешке забыли на "Меджидие" свою Сигнальную книгу, т.е. справочник позывных и шифров для радиограмм. Книга, пробыв длительное время в соленой воде, находилась в удовлетворительном состоянии. Ее срочно отправили в Петроград, в Морской генеральный штаб, где к ее переводу приступил коллежский советник Попов. В январе 1916 книга была издана (естественно, под грифом "Весьма секретно") на русском языке. Таким образом повторилась "магдебургская" история - второй раз за войну в руки русских моряков попала секретнейшая шифровальная книга противника.
Что касается самого "Меджидие", т.е. "Прута", то на него установили отечественные 130-мм орудия в количестве 10 штук и 4 пулемета. У верфи Крампа удалось купить чертежи, что значительно облегчило ремонт судна. 3 ноября "Прут" вышел в открытое море на испытания, которые завершились 14 февраля 1916 года. Крейсер заступил на боевое дежурство, однако котлы на нем были старыми и изношенными, поэтому более серьезные миссии, чем обстрел портов Анатолийского побережья, ему не доверяли. Кстати, десять новых котлов заказали у англичан, но к декабрю 1916 через Архангельск успели прибыть только четыре.
Остойчивость "Прута" продолжала вызывать нарекания, и в апреле 1917 года крейсер встал на переоборудование в Севастополе. Именно там его и захватили немцы в мае 1918 года. Корабль предстал перед их глазами в полуразобраном виде - с одной трубой, без мачт и орудий. Из чего они сделали вывод, что русские совсем недавно подняли турецкий "Меджидие" и так и не успели его отремонтировать. 13 мая корабль был передан туркам. В 1925 году "Меджидие" вошел в состав ВМФ Турецкой республики как стационарное учебное судно и просуществовал в таком качестве до 1947 года, после чего был утилизирован.
"Меджидие" в бухте Золотой Рог, в 1919 году
К слову, история с "Меджидие" не является уникальной. Похожая судьба постигла несколько русских военных кораблей в 1904 году. Легендарный "Варяг" был поднят японцами со дна морского и введен в строй как "Сойя", а в 1916 продан назад в Россию. Эскадренный броненосец "Победа", также поднятый японцами, под именем "Суво" в качестве флагманского судна вице-адмирала Като участвовал в блокаде немецкой базы Циндао в 1914 г.