Как всем хорошо известно, ровно через месяц после убийства Гаврилы Принципом в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет войну Сербии.
Знаменитый манифест «An Meine Volker» («Моим народам») подписан «кайзером-унд-кёнигом» Францем-Иосифом I и министром-президентом Карлом фон Штюргком на императорской вилле в Бад Ишле и опубликован в газетах на следующее утро, в среду, 29 июля. Соответствующая телеграмма в Белград передана через Бухарест, т.к. к тому моменту австрийский посол спешно покинул столицу королевства.
кайзер Австрии и король Венгрии Франц-Иосиф I
Утром 29 июля Белград подвергается бомбардировке: работает осадная артиллерия на другом берегу Дуная и Савы, а также мониторы Дунайской флотилии. Правительство Сербии уже эвакуировано в Ниш, а верховное командование - в Крагуевац.
австрийские мониторы на Дунае
Россия объявляет частичную мобилизацию, Пурталес предупреждает Сазонова о последствиях, Пуанкаре, гостивший в Петербурге, срочно отправляется домой... Короче говоря, маховик мировой войны запущен,
28 июля был приведен в действие т.н. Kriegsfall B, план войны, где B означает «Balkan». Т.е. план военных действий Австро-Венгрии на одном фронте - против Сербии и ее возможной союзницы Черногории. Согласно этому плану, разработанному австрийским генштабом еще в 1909 году, после боснийского кризиса, на Дрину и Дунай отправляется 2/5 вооруженных сил двуединой монархии, а именно три армии, 2-я, 5-я и 6-я, образующие армейскую группу, командовать которой назначают губернатора кондоминиума Боснии и Герцеговины, счастливо спасшегося пассажира сараевского «Греф-унд-Штифта», фельдцейхмейстера Оскара Потиорека.
фельдцейхмейстер Оскар Потиорек
Потиорек кроме общего командования берет на себя еще и ответственность за 6-ю армию. Во главе 5-й встал 65-летний пехотный генерал Либориус Риттер фон Франк, а 2-ю повел в бой самый удачливый из этой тройки - генерал от кавалерии Эдуард фон Бём-Эрмоли, будущий барон, кавалер ордена Pour le Merite с дубовыми ветвями, фельдмаршал и при этом единственный фельдмаршал Австро-Венгрии, чей чин был позднее подтвержден Третьим Рейхом и на пышных похоронах которого в декабре 1941 года присутствовал фельдмаршал Кейтель.
генерал Либориус Риттер фон Франк
Своей удаче Бём-Эрмоли обязан России, благодаря вступлению в войну которой его армия была вскоре перелокирована в Галицию, и ему удалось избежать того позора и последующего за ним забвения, которые постигли Оскара Потиорека и Либориуса фон Франка. Проще говоря, не увидел бы Бём-Эрмоли дубовых ветвей и скорбящего у гроба Кейтеля, если бы в четырнадцатом году ему приказали воевать против сербов.
генерал Эдуард фон Бём-Эрмоли
1 августа 1914 года Германия объявляет войну России, и Kriegsfall B, не успев начаться, дополняется Kriegsfall R, т.е. войной на два фронта. Немцы потребовали против России сорок австро-венгерских пехотных дивизий из сорока девяти, а это означало то, что 2-я армия, уже было разместившаяся под стенами Калемегдана, в срочном порядке отбывала на берега Стрыя и Быстрицы.
австрийские окопы в Галиции
Итак, к началу операции у Потиорека осталось шесть с половиной корпусов, которые расположились следующим образом.
С севера, как и было сказано, по левым берегам Дуная и Савы развернулась 2-я армия, точнее то, что от нее осталось: 7-й корпус нависал над столицей, 4-й корпус готовился к высадке в Шабац и 29 пехотная дивизия стояла в резерве в районе Сремской Рачи. Из всех этих соединений только 4-й корпус примет участие в активных боевых действиях против сербов, остальные полки берегли для русских пуль и штыков, ведь они тоже ждали отправки на восток.
австро-венгерские войска на отдыхе
От устья Дрины до участка напротив сербской Лозницы расположились части 5-й армии генерала фон Франка: 8-й корпус между Биелиной и Лешницей, 13-й корпус южнее до стыка с 6-й армией в районе Зворника.
австро-венгерские войска в районе Сараево
От Зворника и далее на юг вдоль границы растянулись полки 6-й армии Потиорека, сведенные в 15-й и 16-й корпуса. Причем последний, усиленный 47-й пехотной и 40-й гонведной дивизиями, развернут еще и против Черногории, которая 5 августа объявила войну Австро-Венгрии и чьи шесть малочисленных дивизий готовы были поддержать соплеменников чем могли.
кликните для увеличения (откроется в новом окне) Таким образом империя Франца-Иосифа выставила против Сербии около 220 тысяч солдат и офицеров.
Столько же, и даже больше, могла в тот момент противопоставить врагу и Сербия. Проблема была только в том, что население Сербии было в 12 раз меньше населения империи, т.е. человеческих резервов у страны и так истощенной двумя годами Балканских войн (правда, вместе с тем, и закаленной в боях, что сразу же почувствовали на себе необстреленные солдаты императора - счастливые подданные Габсбургов не участвовали в каких-либо серьезных войнах почти полстолетия, с 1866 года) практически не было, и каждый рядовой был на вес золота.
Что же из себя представляла армия Петра I Карагеоргиевича?
король Сербии Пётр I
Вооруженные силы Сербии в августе 1914 года насчитывали 247 тысяч человек и состояли из четырех армий: самой многочисленной (четыре пехотных и одна кавалерийская дивизии) 1-й под командованием генерала Петара Бойовича, который будучи официально начальником ее штаба, фактически командовал армией с октября 1912 года, второй по численности (четыре пехотных дивизии) 2-й под командованием генерала Степы Степановича; генерал, ветеран франко-прусской войны (!) и человек интересной судьбы Павле Юришич-Штурм командовал двумя с лишним дивизиями 3-й армии, а бывший военный министр Милош Божанович командовал самой малочисленной Ужицкой армией, которая обеспечивала связь с союзной черногорской. В шести дивизиях армии Черногории служило 35 тысяч человек, ее главнокомандующим номинально был король Никола I, однако фактически армия управлялась начальником ее штаба, сербским генерал-майором, бывшим командующим 3-й сербской армии в Первую балканскую войну Божидаром Янковичем.
генерал (впоследствии воевода) Петар Бойович
генерал (впоследствии воевода) Степа Степанович
Главнокомандующим сербского войска был 25-летний кронпринц Александр, однако реальное руководство армией легло на плечи начальника генерального штаба, воеводы Радомира Путника и его заместителя, генерала Живоина Мишича.
воевода Радомир Путник
генерал (впоследствии воевода) Живоин Мишич
К слову, 65-летний Путник, тяжело болеющий астмой, в июле 1914 года находился на лечении на территории врага, и, естественно, сразу был арестован австрийскими спецслужбами 25 числа (т.е., заметьте, до объявления войны). Однако, начальник австрийского генштаба Конрад фон Хетцендорф, руководствуясь в большей степени рыцарскими побуждениями, нежели прагматическими соображениями, лично приказал отпустить Путника на родину, где он вскоре и приступил к свои обязанностям.
Итак, 12 августа 1914 года австро-венгерские части перешли в наступление. Они приступили к форсированию Савы и Дрины на фронте в 70 км. от Шабаца до Любовьи.
австро-венгерский пехотинец
Сопротивления сербы практически не оказывали (Путник по-кутузовски отвел основные силы в центр страны, оставив у границ только небольшие маневренные отряды прикрытия), однако на переправу на сербскую территорию и сосредоточение войск у австрийцев ушло немыслимых три дня! Только 15-го были заняты приграничные Лозница и Шабац. За это время сербы, окончательно убедившись в замыслах противника (до этого в виду отсутствия нормальной разведки мнения в Генштабе разделились: кто-то ждал основного удара с севера, из Баната, кто-то с запада, из Боснии) успели перегруппировать свои 2-ю и 3-ю армии и Кавалерийскую дивизию (пехотные дивизии 1-й армии оставалась в резерве у Паланки и Рачи и участия в боях не принимали) в районе Аранджеловаца, выступить на встречу противнику и уже 16-го числа завязать первые бои.
сербские войска
Противник же, переправившись за три дня через речки, с удивлением обнаружил себя в горной стране и не нашел ничего лучшего, чем разделить свои корпуса на несколько колонн, которые были пущены на восток вдоль горных хребтов, по долинам многочисленных горных рек.
8-й корпус 5-й армии тремя колоннами направился 1) по мачванской равнине 2) по Церскому хребту 3) по долине реки Лешницы.
австро-венгерская горная батарея
13-й корпус 5-й армии южнее продвигался по обоим берегам Ядара.
15-й и 16-й корпуса 6-й армии шли по дорогам из Зворника на Крупань и из Любовьи на Пецку.
Проще говоря, Потиорек выбрал тактику растопыренных пальцев, распылив мощный поток своих армий на узкие изолированные друг от друга ручейки.
австро-венгерский пулеметный расчет
Вот именно на один из таких ручейков и натолкнулась сербская кавалерия 16 августа. Это была самая левая колонна 8-го корпуса, наощупь пробиравшаяся к Слатине. Застигнутые врасплох чехи (составлявшие больше половины 8-го корпуса, прибывшего в Сербию прямиком из Праги) бежали, позволив сербам отрезать 4-й корпус австрийцев, находившийся в Шабаце, от остальных сил Потиорека.
сербский пехотинец
Вслед за конницей подоспели основные силы 2-й армии Степановича, развернувшего две дивизии на 4-й корпус на Шабац и две дивизии на правые колонны 8-го корпуса, покорявшие хребты Цер и Иверак.
сербские части, идущие в атаку на горе Цер
Весь день 17 августа шел ожесточенный бой с переменным успехом. 18-го сербы, получившие подкрепление, прорвали фронт австро-венгров на хребте Цер и отбросили 8-й корпус назад к Дрине. Чтобы избежать окружения, 15-му корпусу, которому 3-я армия Юришича-Штурма не смогла помешать пробиться к Крупани, был вынужден отступить.
пленные австрийцы
19 августа 2-я сербская армия полностью очистила от захватчика хребты Цер и Иверак и 20-го начала его преследование. Еще четыре дня ушло на усмирение 4-го корпуса на реке Дубраве, после чего он покинул Шабац и вместе с остальными соединениями группы Потиорека ретировался на свою территорию.
24 августа все было кончено. Победа сербов в Церском сражении в западной историографии считается первой победой Антанты в мировой войне. Однако не могу не напомнить, что пусть не такой сокрушающей, но вполне уверенной победы над 8-й германской армией генерала фон Притвица добилась 1-я русская армия генерала Ренненкампфа при Гумбиннене и Гольдапе (Восточная Пруссия) в те же дни, что и сербы на Цере, а именно 20 августа.
победители
Сербы, потеряв 16 тысяч человек, убили и ранили 23 тысячи бойцов противника, взяли в плен 50 тысяч человек, захватили 50 орудий.
Огромное количество солдат, призванных Габсбургами воевать против Сербии, были сами славянами (например, в 15-м корпусе служило большое количество боснийских сербов, а в 13-м - хорват, про чехословацкий 8-й мы уже упоминали), и так же как в Галиции они зачастую добровольно сдавались в плен и переходили на сторону сербов.
военный оркестр, собранный из пленных южных славян и чехов
29 августа Степе Степановичу присваивается звание воеводы (чтобы до конца понимать ценность этого звания, поясню, что он стал вторым после Путника воеводой в стране и одним из пяти за всю историю).
памятник в честь победы в Церском сражении у города Текериш, Сербия
Станислав Бинички пишет знаменитый “Марш на Дрину”, ставший одним из символов сербской военной доблести.
Click to view
В 1964 году югославская киностудия "Авала Фильм" снимает художественный фильм с тем же названием. Кинокартина "Марш на Дрину" режиссера Живорада Митровича достаточно точна с точки зрения исторического соответствия и будет интересна всем, кто интересуется этим периодом.
Click to view