Работать с прерыванием можно, используя его в качестве связывания. Например, ты мне нравишься. И я боюсь сказать тебе об этом. И я говорю: "Я боюсь сказать тебе о том, что я чувствую к тебе". Я все еще не говорю тебе, что ты нравишься мне. Но я использую страх, бывший прерыванием, как мост.
***
Поддержка -- это идентификация с вашим акутальным состоянием. Как только вы признаете то место, где вы находитесь (без желания быть другим), в этот момент и случаются изменения. Если я нервничаю, и я признаю это -- мое нервничанье становится мне поддержкой.
***
-- Я теряюсь, когда клиент говорит: "Я не хочу меняться. Я хочу изменять других". Что ты, Боб, делаешь в таких случаях?
-- Обычно я улыбаюсь, когда это слышу. Потом я спрашиваю: "И как давно ты используешь эту стратегию? Удается ли она тебе? Помогает ли? Если да, то научи меня". Но обычно стратегия как раз не помогает. Поэтому клиент приходит на терапию. Это похоже на полицейского, который приехал в другой штат: он не имеет там юрисдикции. Он недееспособен. Чтобы вновь обрести власть, ему надо вернуться в свой штат. Каждый человек дееспособен только в пределах своих границ.
Люди часто обвиняют в своих бедах партнера. В этот момент они предают свою дееспособность. Потому, что их сила находится только в пределах их границ. Важно дать клиенту знать, что вы уважаете его желание менять других, но не готовы его поддерживать и сопровождать его в этом, потому что не верите в то, что это случится. Что вы готовы поддерживать его только на его территории. Дайте ему знать, что вы понимаете, что он хочет контролировать других людей, но помогайте ему осознавать, то, как ему это не удается. Ведь если вы продолжаете махать руками в попытке взлететь, у вас просто руки устанут.
***
-- В работе всегда надо отличать, имеем ли мы дело со здоровым стыдом или с невротическим. Здоровый стыд и здоровая вина связаны с нарушением присвоенных ценностей. Невротический стыд или невротическая вина имеют под собой интроекты.
Здоровый стыд -- это когда я сделал что-то, что противорчеит моим же ценностям. Например, я позволил себе пошутить про калек, а потом обнаружил, что в комнате есть калека. И понял, что я поранил его своей шуткой, хотя я не хотел этого. То есть, я не хотел, но сделал. И тогда мне стыдно, что я сделал то, что не хотел.
-- А чем стыд отличается от вины?
-- Вина связана с действием. Когда я не делаю что-то, что должен сделать. Должен денег и не возвращаю. А невротическая вина связана с интроектом, а не с ценностью. Например, рождественским утром какой-то сумасшедший вдруг дарит мне подарок. А у меня нет денег, чтобы купить ему ответный. А мой интроект гласит: "Всегда дари подарок тому, кто подарил тебе". Тогда я испытываю невротическую вину.
Стыд в культуре используется для присовения культурных ценностей. Если я отказываюсь присваивать ценности, мне показывают задницу. Особенно страшно, если ты -- мой родитель. Тогда ты не даешь мне любви, если я не присваиваю твои ценности. Такой стыд непосредственно давит на возможность выживания. Поэтому ребенок должен уметь очень быстро все это заглатывать. Так и возникают интроекты. Стыд -- это феномен поля: "Меня увидят и мною будут недовольны наблюдатели". В разных культурах стыд вызывают разные вещи, в зависимости от специфических для этой культуры ценностей.
Про стыд у Зиша Зембински. Сайт gatla.