Про третьих людей -- ко дню психического здоровья

Oct 10, 2015 09:05

И глупцы и умные безвредны. Опасны только полууглупые и полуумные.
Иоганн Вольфганг фон Гете

(эпиграф)

Буду писать ужасные вещи. Так прекрасно, как мне нравится, об ужасных вещах пишет только Прекрасная Марта: в финале жаль до слез главного злодея, и давно никто не виноват. Я так не умею, буду, как получится. Знаете, чем отличаются нормальные от сумасшедших? Наверняка. А чем отличаются нормальные от полоумных? В чем разница? Сейчас расскажу. Нормальные нормально думают, говорят и делают возможные вещи, как возможные. Либо думают и говорят невозможные вещи, но не делают их. Все ясно. Некоторые люди делают невозможные вещи, как невозможные. Этих мы зовем сумасшедшими. С ними все просто - держись подальше и предупреди детей, а несмышленых - подхватывай на руки и беги. Поглядим на третьих. Они делают невозможные вещи как возможные. Этих-то и нужно узнавать вовремя, чтобы не сойти с ума.

Сумасшествие пугает нормальных, таков главный закон здоровой психики. В этом его плюс. Пугаясь, мы охраняем собственное душевное здоровье. Возможному и невозможному нельзя давать соприкасаться: иначе на границе возникает диффузия, и вы попадаете в положение психиатра из анекдота, приглашенного больным на прогулку по своему внутреннему миру. Потом хозяин положения предложил бедному доктору самому найти дорогу назад: «Если бы я знал, где тут выход!..». Еще короче эту опасность сформулировал мой стародавний приятель-невролог: «Не вникай». Так любой из нас реагирует на безумие: отходит. Не верите, попробуйте сами поэтапно представить себе душевные движения многодетного семьянина, который заперся в ванной комнате, чтобы порубить жену в рагу. Полный reset.

Иное дело - пограничная психиатрия. Люди, чьи личность и поступки балансируют на грани нормы, из века в век возбуждают наш живой интерес. Я - не исключение.

Ловушка N1: посягнувший на невозможное учит нас не подходить к краю, посягнувший на маловероятное -соблазняет подойти и заглянуть. Если ему можно, почему мне нельзя? Ценой своего душевного здоровья он уже смешал для нас невозможное с возможным (получилось маловероятное), нам остается лишь съесть пирожок и выпить из бутылочки. Годами чуть-чуть странное поведение смущает, раздражает или восхищает, но беды со «смельчаком» не происходит. Мы с интересом присматриваемся: а как это?

Соединять несоединимое - рецепт проходимости сквозь стены. Например, не выходить замуж - нормально. Выходить замуж- нормально. А как вам вариант выйти замуж за одного, чтобы на тебе женился другой? (В смысле - выйти, слегка позамужничать, покинуть Решительного Принца, и обратно, к нЕРЕШИТЕЛЬНОМУ). Все элементы пьесы по отдельности - в порядке. Вместе - не очень. Но в этом и соль. Каждая третья, услышав такую историю, подумает: а может, и мне?

Видите самое опасное? Они выворачивают реальность наизнанку не целиком. Если у вас ярлык снаружи и швы наверх, ясно, что вы олух или оделись впопыхах. Тут другое: швы наружу, а ярлык вовнутрь. Это мода такая, деревенщина. Успевай за временем! И - готово дело, вы уже чешете репу. «Может и мне?»

Или: два диплома, а она пляшет нагишом на столе? Мы бы и сами сплясали, но стесняемся целлюлита? А она - не стесняется. Будьте внимательны к появившемуся за грудиной зудочку «может и мне?». Можете и сплясать, но тогда вам придется кое-чем пожертвовать. Все начинается с любопытства «как же она, все-таки, не стесняется целлюлита и танцует нагишом на столе?». Заканчивается (в лучшем случае) - вашими танцами нагишом на площади, а в худшем … узнаете позже, чем. Самое время описать ловушку N2.

Пограничная психиатрия, вместо реакции отшатывания, рождает у здоровых и неопытных нездоровое желание разобраться. При встречах с маловероятным, остерегайтесь собственного естественно-научного возбуждения. Вы заплатите потраченными годами жизни, в течение которых вы тщетно пытались понять «а как это - танцевать нагишом на столах» («выходить замуж, чтобы выходить замуж»). Если вы даже соблазнились и сплясали нагишом сами, это можно вытеснить, но время жизни - не вернешь.

Ловушка N3 самая «неожиданная».

Люди, поведение которых укладывается в описание пограничной психиатрии, столь же увлечены тонкими материями, сколь плохо в них ориентированы. Непрерывно экспериментируя с полутонами полутонов «невозможно» и «возможно», к середине жизни легко организовать в своем сознании приличную сумятицу, что чаще всего и происходит. То, что мы с вами не делаем просто потому, что нам справедливо запретили в детстве, они делают потому, что с ними самими это делали в детстве. Они могут воровать или не воровать, проституировать или блюсти всю жизнь целибат, подробности не так существенны. Важно другое: вы никогда не поймете, где у них пролегают морально-этические границы, поскольку те всегда плывут.

Например, она просит его оставить ее в покое, а у него другое мнение. Мы бы с вами на просьбу «оставить в покое» среагировали максимум раза с третьего? А тут не хватило и семи лет. Нет такого правила: оставлять кого-то в покое, если тот просит. Тогда почему бы не продолжать? А странные аргументы про душевную боль такому человеку - невразумительны. Как если бы вы играли в теннис об стену, а мяч попросил бы вас перестать потому, что ему больно. Даже если такая болезная фантазия и пришла вам в голову, вы бы сделали скидку на жару и продолжили лупить по мячу. В его упругом «чпок» только сумасшедший способен услышать «оставь меня в покое».

Вступление к описанию последней ловушки затянулось. Она звучит так: разбираясь, что к чему, вы можете пострадать. «Пограничники», в силу неясности внутренних критериев «плохо» и «хорошо» - жестоки. Иначе фристайл «от замужества к замужеству» был бы невозможен.

Время подвести итоги.

Два первых свойства пограничных отношений: соблазнительность рисков и увлекательность их анализа - делают весьма вероятным их третье свойство-итог: в результате этих отношений вы наверняка пострадаете. Чтобы сохранить в целости свои время, самоуважение и психику, нужно соблюдать три простых правила:

1. Не вникай (помни бедного психиатра)

2. Не пытайся повторить (помни танцы на столах)

3. Держись подальше (помни Решительного Принца) (c)

исстаренькага

Previous post Next post
Up