На прилагаемом рисунке изображена диафрагма. Эта необычная с виду часть тела является своеобразным мотором, который приводит в действие наш голос. Диафрагма двигается вверх и вниз в течение всей вашей жизни, причем без всякого мысленного вмешательства в этот процесс. Это бессознательное действие сохраняет нас в живых 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Для обычного дыхания и разговорной речи нам нет необходимости как-то специально управлять этим процессом. Но когда мы хотим заниматься пением, необходимо вмешаться и взять этот процесс под свой контроль.
Когда мы говорим, мы дышим очень неглубоко и поверхностно, вдыхая воздух в верхние отделы легких. Нам не нужно много воздуха для того, чтобы говорить, поскольку мы говорим достаточно короткими, отрывистыми словами и фразами. В то же время, пение - это пролонгированная (растянутая во времени) речь и нам нужно такое же пролонгированное дыхание. Управлять вдохами и выдохами во время пения вроде бы несложно, но в то же время существует несколько чрезвычайно важных ключевых моментов.
Мы родились, уже умея дышать оптимальным для пения способом - глубоко в нижние отделы легких, не двигая при этом плечами или верхней частью грудной клетки. Понаблюдайте за спящим ребенком и вы увидите, что двигается только его живот, он втягивается внутрь и выпячивается наружу - это как раз тот тип дыхания, к которому мы пытаемся вернуться. Вы никогда не задумывались, почему ребенок способен кричать с громкостью около 120 децибел в течение нескольких часов и не терять при этом свой голос? Да, как вы уже догадались, основная причина этого в глубоком дыхании - и никаких зажимов в голосовых связках. Это идеальный способ дыхания для того, чтобы петь.
Когда-то, в один из моментов нашего детства, нас научили дышать неправильно. Может это был врач, который приложил стетоскоп к вашей груди и сказал: “Теперь сделай глубокий вдох”. И мы думали, что должны вдыхать прямо туда, где этот прохладный инструмент прикасался к коже, и делали глубокий вдох в грудь. Или, возможно, когда мы задували свечи в день рождения и принимали специальную позу для того, чтобы сфотографироваться. Изображали, что мы дуем изо всех сил - высоко поднимая плечи и до предела надувая грудь. Так или иначе, мы сбились с верного пути, забыли ту правильную техники дыхания, которой обладали в детстве. В сущности, мы должны вернуться обратно в детство… Да! Передайте мороженое, пожалуйста!
Чтобы переучиться дышать правильно, используя брюшной или “диафрагмальный” тип дыхания, потребуется не так много времени, и совсем скоро вы освоитесь с этим. Многие преподаватели поют дифирамбы “диафрагмальному” (какой каламбур, не правда ли?) дыханию, но действительно ли вы понимаете, что это значит? Я помню, что не понимал этого, когда только начинал серьезно заниматься пением.
Итак, для чего же необходимо избегать грудного дыхания или поднимания плечей во время дыхания? Полностью вдыхая воздух только в верхнюю переднюю часть груди и поднимая при этом плечи, вы не даете легким заполниться воздухом до конца, что вызывает излишнее мышечное напряжение в области шеи и, соответственно, напряжение в самом голосе. Вдыхание в грудь подобно заполнению бензобака вашего автомобиля всего лишь на треть от общего объема. Когда вы вдыхаете, задействуя при этом диафрагму, вы заполняете воздухом две трети ваших легких (или, по-другому, ⅔ объема вашего бензобака). Какой тип дыхания представляется лучшим для пения всю ночь напролет? Другими словами, что лучше - автомобиль, который едет на остатках бензина или автомобиль с полным баком? Ответ очевиден.
Кевин Ричардз, преподаватель, основатель школы рок-вокала в г.Нью-Йорк