Оригинал взят у
svetlyachok в
Почему мой ребенок ест "не так" и что с этим делать?Почему ребенок не ест? Слишком много ест? Ест не то, что мы хотим? Должны ли десерты и жир входить в детское меню? И как остановить «битву» отцов и детей за обеденным столом? В Почему мой ребенок не ест то, что он должен есть и ест то, чего не должен? - так можно сформулировать самый популярный общий запрос родителей к психологам, работающим с пищевым поведением.
Когда у нас рождается долгожданный младенец, нам хочется дать ему самое лучшее из возможного во всех отношениях, и конечно, в питании тоже. Мы готовим здоровые и сбалансированные блюда, которые дитя с отвращением отвергает. Гоняемся за органическими фермерскими овощами, заканчивающими свой славный путь в мусорном ведре, а не желудке любимого чада. И рьяно оберегаем его от конфет и пирожных, как от самых заклятых и опасных врагов. В итоге наши отношения с детьми вокруг еды становятся непрерывной войной с использованием подкупа, шантажа и мелкой торговли.
«Можно мне конфету?
Только через мой суп!»
Каковы же итоги этой самой ожесточенной из битв? Дети отказываются от все большего количества блюд. С недоверием и настороженностью относятся к новой еде. Ничего, кроме шоколада и конфет, не вызывает у них пищевого энтузиазма. Они едят очень мало или, наоборот, чрезмерно много. И в любой момент, когда дети получают такую возможность, они бесконтрольно переедают сладостями. И мы вздыхаем, торгуемся за «три ложки супа», уговариваем «съешь морковку - получишь кусок пирога», пугаем «не будешь есть мясо - не вырастешь!»…
Почему так происходит и как это поправить?
Причины нарушений в детском питании.
ПИЩЕВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ.
В первую очередь, важно понимать, что ребенок ест или не ест что-то не по своему злому намерению, а потому, что мы, родители, создали ситуацию, в которой он неспособен питаться адекватно. Многочисленные исследования показали, что даже малейшее пищевое принуждение приводит к обратной реакции - дети отказываются выбирать ту еду, в отношении которой родители использовали психологическое давление. На консультации родители очень часто убежденно говорят: «Да мы его не заставляем!», подразумевая, что никто не кричит на ребенка: «немедленно съешь это!!!». Однако пищевое принуждение многолико: попытки не давать ту или иную еду или ограничивать ее количество, заставить изменить темп еды - например, есть быстрее - тоже относятся к принуждению. Американский психолог Л. Берч продемонстрировала в своих исследованиях, что даже неявное принуждение (группе детей предлагали вознаграждение, если они пробовали новый продукт - небольшую игрушку) - приводит к тому, что дети отказываются выбирать этот продукт в дальнейшем.
НЕОФОБИЯ.
Маленькие дети неофобичны - они остерегаются пробовать новую еду, и, если пытаться заставить их это сделать, они будут отвергать ее с большей настойчивостью. Неофобия - эволюционный механизм, предохранявший начавших ходить и тащить все, что попало, в рот детей в первобытном обществе от опасности отравления. Выживали только те, кто вел себя настороженно, не рвал незнакомых красных ягод с куста и не пробовал каждый грибок под елкой. Сейчас у нас есть более эффективные методы проверки безопасности продуктов, чем «если дедушка не умрет - вся семья кушать будет», но этот атавизм сохранился. Особенной пищевой настороженностью отличаются дети от 2 до 5 лет - пытаться ввести в меню новые продукты в этот период бывает мучительно сложно… да и не нужно, ибо того, что дети УЖЕ едят в этом возрасте. достаточно для их оптимального развития.
НАРУШЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Нет, я не имею в виду неблагополучные, дисфункциональные семьи - хотя и в них дети не едят хорошо. В обычных, любящих семьях мы часто видим нарушенные отношения питания. Родители не задумываются, что питание детей - разделенная ответственность, работа двух сторон, и что, выполнив свою часть, необходимо дать ребенку возможность выполнить свою, и не мешать ему это делать. В чем задача родителя? Она мало изменилась с диких пещерных времен. Добыть еду и обработать ее так, чтобы ребенок мог ее есть - то есть приготовить. В задачи современного родителя входит определить, ЧТО именно будет есть ребенок (да, это наша с вами задача - хочет ли ребенок консоме с профитролями или черной икры, меню во многом определяется бюджетом, страной проживания, культурой), КАК именно он это будет есть - за столом, вилкой и ножом, на бегу, в машине. Задача ребенка - определить, СКОЛЬКО он способен съесть и способен ли он есть вообще. Ни один человек не должен подвергаться пытке едой - есть, когда он не голоден. Наша тревога по поводу того, сколько и как едят дети, не способствуют адекватному решению детьми этих задач. Поэтому так важно приготовить еду ребенку, предложить ее - и оставить его в покое. Что должно входить в ежедневное детское меню?
ДЕСЕРТЫ Да, не падайте в обморок, дорогие родители. Пресловутые сладости и десерты являются частью обычного детского меню и ребенок должен получать доступ к ним несколько раз в день. Если у ребенка лишний вес - тем более. Задача родителей структурировать потребление сладостей (они должны входить в основные приемы пищи), а не отбирать их у ребенка, создавая у него повышенную потребность в сладком и риск переедания. Однако основу детского меню составляют, конечно, не сладости - да и никакая другая группа продуктов не может быть основой детского питания, суть которого в БАЛАНСЕ и РАЗНООБРАЗИИ.
ДВА ВИДА СЛОЖНЫХ УГЛЕВОДОВ и БЕЛОК. В каждый прием пищи дети должны, помимо десерта, получать минимум 2 вида сложных углеводов, один из которых обязательно хлеб, белок, жиры, фрукты или овощи, молочные продукты. Предвижу вопросы возмущенных родителей: если моему поставить на стол хлеб, он будет есть только хлеб! Если дочери дать пакет конфет, она съест его за один раз! Это - типичные признаки двух основных проблем, с которыми мы сталкиваемся в консультировании семей с детьми с нарушенным питанием: 1) дети недоедают в течение дня, им не хватает микро- и макроэлементов в пище, и 2) дети испытывают пищевую депривацию - ограничения. Проблема в том, что детское питание сильно отличается от взрослого. Бессмысленно ожидать от ребенка, что он будет питаться равномерно. Не будет. Дети могут несколько дней подряд есть хлеб и пасту, потом переключиться на курицу или мясо, через какое-то время отдать предпочтение помидорам и огурцам, игнорируя все остальное - это нормальная динамика детского питания. Дети потребляют весь набор важных для роста и развития элементов примерно за 7-14 дней, поэтому неравномерность питания не должна нас беспокоить.
ОВОЩИ ИЛИ ФРУКТЫ Ключевой элемент - ИЛИ. Нет, ваш ребенок никому не обязан есть овощи, любить овощи, считать их вкусными. Каждый ребенок начинает есть овощи тогда, когда он становится готов к этому. У некоторых это происходит в 2 года, у некоторых - в 5, у некоторых в 13. Дело в том, что овощи - сложная еда для детей, особенно зеленые. Они имеют резкий запах и вкус, настораживающий детей. Если ребенок соглашается есть фрукты - вас не должно беспокоить, ест ли он овощи, все необходимые витамины он получит из фруктов. Самый лучший способ научить ребенка есть овощи - есть ваши любимые овощи на виду у ребенка, готовить овощи, предлагать их и ставить на стол, но никогда не заставлять.
ЖИРЫ Если в вашей семье есть дети и вы готовите за всю семью - забудьте об обезжиренном молоке и сыре с низким содержанием жира. Жир - чрезвычайно важный элемент детского питания, обеспечивающий длительную сытость, содержащий важные элементы, дающий пище нежную, упрощающую ребенку пережевывание структуру. Поэтому заведите масленку, как в семьях наших бабушек, и научите детей есть хлеб с маслом. Научитесь готовить разные соусы и заправки для салатов и сдабривайте соусами любую «сухую» еду - отварные крупы, запеченное мясо, пасту. Ребенок, который ест сливочное масло и сметанный соус, существенно менее склонен переедать сладостями, потому что сыт.
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ Не забывайте о кальции, так необходимом детским костям и зубам - лучше всего усваивается кальций, полученный из пищи. Далеко не все дети любят творог, но многие одобрят тертый сыр в супе или салате, в макаронах или каше. Позволяйте детям выбирать те молочные продукты, которые им нравятся больше, и предлагайте их в каждый из основных приемов пищи. Структура детского питания К своему изумлению, я постоянно обнаруживаю семьи, родители в которых убеждены, что дети после 2-3 лет способны обходиться 3-4 приемами пищи в сутки. Именно так появляются дети, которые недоедают, и, как следствие, переедают «неправильной» с точки зрения родителей, то есть дающей максимально быстрый доступ к энергии, едой. Вплоть до подросткового возраста включительно ребенок, имеющий даже небольшие признаки нарушений питания должен питаться намного чаще, в соответствии с четкой структурой. Исследования, изучавшие различия в поведение подростков, худых от природы, от людей с большим весом, показали одно-единственное поведенческое отличие худых детей: их питание более структурировано. Иными словами, худые люди едят примерно в одно и то же время естественным образом, не прикладывая к этому волевых усилий. Если мы хотим, чтобы дети были сытыми, а значит, не испытывали потребности переедать сладким, их питание тоже должно быть структурированным. Три основных приема пищи в день. Три перекуса. Не более трех часов паузы между приемами пищи. «У него спортивная секция в этом время», «Через три часа как раз уроки», «Мы в это время едем на английский»… Роскошь иметь причины не есть каждые три часа могут себе позволить родители детей, питающихся адекватно и не имеющих проблем с перееданием и лишним или недостаточным весом. Если это не ваш случай - то важно приложить усилия и обеспечить ребенку возможность регулярно есть. Контейнеры с перекусами, заложить время на «забежать в кафе», поговорить с учительницей, что именно в этот момент по рекомендации специалиста ребенок должен достать из рюкзака зерновой батончик и съесть его - приходится идти на все эти меры ради того, чтобы дети смогли гармонично питаться. Адекватно питающийся ребенок эмоционально стабилен, демонстрирует успехи в учебе, спорте, внешкольных занятиях, хорошо растет и развивается и дает возможность нам чувствовать себя хорошими родителями. Обеспечить это несложно, если отринуть существующие мифы о детском питании - дети не должны в каждый прием пищи съедать первое, второе и компот, дети не должны быть лишены доступа к сладостями, дети не должны ежедневно есть овощи, дети вообще нам ничего не должны. Прекратить войны за столом - наша обязанность. Остановить пытку пищевым принуждением - гуманно и необходимо, ведь вы не заставляете есть вашу кошку, собаку, аквариумных рыб - так почему у ваших детей прав меньше, чем у гуппи?! Обеспечить детям доступ к гармоничному питанию - наша, родительская, задача. Дети возьмут из этого набора все, что им необходимо в данный момент, и используют это для своего развития наилучшим образом. Именно это и означает - выполнить свою родительскую работу хорошо.
Источник:
https://intueat.ru/journal/kak-nauchit-rebenka/ Центр интуитивного питания Светланы Бронниковой