Jul 13, 2012 16:21
1 июля завершился трёхдневный фестиваль развлекательной музыки Сплит-2012, 52-й по счёту. Не знаю, какому "умному человеку" пришла в голову мысль проводить финальный вечер одновременно с финалом Чемпионата Европы по футболу?! Да, конечно, Сплитский фестиваль всегда проводится в первые выходные июля, но ведь можно это спокойно было сделать в первую полноценную неделю месяца и провести конкурс с 6 по 8 июля. Пусть на количество зрителей на Прокуративах футбол не повлиял, а вот телезрители пострадали. Впрочем, телевидение в этот раз своим вниманием Сплитский фестиваль не больно-то порадовало - показали лишь только финал, трансляция которого началась в 21-14 по местному времени, то есть где-то в середине первого тайма финала футбольного.
Когда Испания закончила измываться над израненной Италией, на сцену вышел Горан Каран, лучший футболист среди хорватских певцов. Начал он с футбольной новости и был не очень весел - видимо, болел за Италию, что неудивительно, ведь Сплит традиционно связан прочными культурными связями именно с этой страной, отделяемой Адриатическим морем.
Правила фестиваля в очередной раз отличались от предыдущих - вернулись к тому, что победителей определяют исключительно зрители, купившие билеты на фестиваль. Телезрители и профессиональное жюри из этого процесса были исключены. Но если первые - полностью, то второе всё же имело какое-то значение. Профессиональное жюри определяло второстепенные награды, а также вручало награды трём лучшим песням по своим оценкам. Однако главными победителями были те, кому голоса отдала публика, присутствующая на Прокуративах.
Для участия в фестивале профессиональным жюри были отобраны 48 песен. Перед финалом было проведено два полуфинала, по 24 исполнителя в каждом. По десять лучших выходили в финал, ещё шесть добирало жюри. Зачем это было нужно - наверное, для того, чтобы дать возможность поучаствовать в главном вечере звёздам прошлого, вроде Зринки, которая с 20-тью голосами заняла 16-е место в первом полуфинале, или Алки Вуицы, которая с семью голосами была также 16-й, но уже во втором полуфинале. Кемал Монтено и вовсе по состоянию здоровья (было очень жарко и душно) не смог выступить в полуфинале, но, наверное, правильно было допустить легенду в финал и без отбора.
Конечно, можно задаться вопросом, что делает здесь урождённый сарайлия из Загреба, ведь Сплитский фестиваль изначально позиционировался как фестиваль далматинской песни, но в последнее время он перестал быть таковым. Как-то даже и Калиопи из Македонии участвовала. На нынешнем Сплите мы могли видеть и славонку Антонию Шолу, которая предсказуемо провалилась, заняв с пятью голосами 19-е место во втором полуфинале. Впрочем, забегая несколько вперёд, замечу, что без награды она не осталась, хотя в финал как исполнительница и не была допущена.
А вот Монтено в финале всё же спел. Выступал он под 17-м номером - как раз тогда, когда Испания заканчивала добивать Италию. В связи с этим настроение у Монтено, наверное, было не самым лучшим - ведь он по отцу как-никак итальянец. К слову, Кемал Монтено был награждён специальной наградой дирекции Сплитского фестиваля - медальоном святого Дуйма - покровителя города Сплита.
После первого полуфинала лидировала с 130 голосами Зорица Конджа, каждое появление которой на Сплитском фестивале не обходится без воспоминаний об её весьма серьёзных родственных связях на нём. В 2006-м она выиграла с совершенно невзрачной песней, которую потом никто особо не хотел ни слушать, ни показывать. Скандал тогда был знатный, что привело к изменению правил, и на двух последующих фестивалях победителя определяли через год. Им становилась самая слушаемая песня за прошедший год. Оба раза выигрывала Йелена Розга, и, видимо, опасаясь, что и дальше продолжится то же самое, организаторы конкурса снова изменили правила.
К слову, начиная с 2007 года, из песен Йелены Розги лишь "Bižuterija" со Сплита-2010 не стала самой слушаемой по итогам года, что весьма удивительно и подозрительно, ибо "Bižuterija" в 2011-м принесла Йелене первый в карьере "Порин" в номинации "Хит года".
Йелена Розга с песней "Solo igračica" после первого полуфинала осталась второй со 121-м голосом. На третьем месте обосновалась клапа "Ришпет" со 117-тью голосами, на один голос от неё отстал Горан Каран.
Во втором полуфинале 136 голосов набрали Томислав Бралич и клапа "Интраде", 131 голос - клапа "Шуфит", 101 - Данийела Мартинович и 98 - группа "Магазин".
Победитель финала, к сожалению, был известен заранее. Дело здесь не только в странной излишней любви сплитской публики к клапской музыке. После финального вечера перед объявлением победителей для Томислава Бралича и клапы "Интраде" заранее была запланирована шоу-программа!
Как называется песня, которая победила, не имеет никакого значения - у Томислава Бралича и клапы "Интраде" все песни исключительно одинаковые, ни мелодия, ни мотив, ни даже слова никогда не меняются. Меняются только названия и порядок слов, в которых всегда одно и тоже "домолюбное" славословие с оттенком ретроградности. И тут как не сказать, что было бы правильно, если бы клапы, как в былые времена, участвовали бы в отдельном конкурсе, который проводился между полуфиналами и финалом.
После того, как клапы допустили до участия в основном конкурсе сложилась довольно интересная ситуация - побеждает либо Йелена Розга либо какая-то из клап.
Вот и в этот раз главным конкурентом клапы "Интраде" стала Йелена Розга, которая с лучшей песней фестиваля в неравной борьбе выиграла второе место, которое фактически можно считать первым.
"Серебряная чайка" за второе место по итогам голосования публики - неединственная награда для Йелены. Она чаще других выходила на сцену получать призы. Кроме "Серебряной чайки", она получила приз за песню "Razmažena", победившую на прошлом фестивале, как за самую слушаемую по итогам года. Также весьма предсказуемо сплитская красавица Йелена была награждена призом за "Лучший styling".
Когда Йелена вышла на сцену исполнять свою песню в чёрном коротком платье с будоражащими мужское воображение вставками (прозрачные они или нет?), многие женщины перед телеэкраном сильно пожалели, что финал ЧЕ по футболу уже закончился, а их мужчины, облизнувшись при взгляде на экран и вздохнув при взгляде на своих женщин, вероятно, тоже об этом пожалели - ведь в противном случае им не пришлось бы лишний раз сравнивать их с самой красивой, по моему глубокому убеждению, женщиной на планете.
А Йелена, несмотря на то, что 23 августа ей исполнится 35, всё хорошеет и хорошеет. А уж вкус и стиль у неё всегда были отменными.
В 2007-м году Йелена выступила на Сплитском фестивале в белом платье и фате с песней "Gospe moja", ставшей безоговорочным победителем. Клип на эту песню также недвусмысленно настраивал на свадебный лад. Плюс Йелена, которая долгое время хранила молчание о своей личной жизни, вдруг заговорила о своей свадьбе. Таинственного счастливчика искали всем миром, но Йелена сохраняла интригу и упорно не объявляла его имени. На безымянном пальце левой руки у неё красовалось кольцо. Женщины вздохнули с облегчением, мужчины несколько расстроились. В 2009 году и вовсе песня называлась "Rodit' ću te 'ćer i sina" ("Рожу тебе дочь и сына"!)
И вот тематика резко изменилась: теперь Йелена "играет соло"? При внимательном рассмотрении кольца на безымянном пальце левой руки у неё обнаружить не удалось. Ведущая спросила у неё, кому она послала со сцены воздушный поцелуй.
"Маме", - ответила Йелена и кокетливо улыбнулась.
Впрочем, господа, у шоу-бизнеса свои законы…
…Третье место на фестивале заняла Данийела Мартинович с песней "Brodolom", авторами которой стали её многолетний бой-френд Петар Грашо и… Антония Шола. (Вот уж воистину, Антонии лучше самой не выходить на сцену и заняться написанием слов к песням. Были несколько лет назад попытки сравнивать Антонию Шолу с Йеленой Розгой, но это выглядело довольно нелепо - Антонии, при всём к ней уважении, никогда не стать "второй Йеленой Розгой".)
Данийела, как и 20 лет назад, была всё такой же жизнерадостной и весёлой. Ещё со времён "Магазина", когда она была настоящим секс-символом, Данийела по-прежнему поражает мужчин своей красотой и обаянием. В жизни она очень добрый и отзывчивый человек, помогает детям…
…Как известно, песню хорошей делает исполнитель, и именно Даниейла "Brodolom" сделала хорошей, вполне достойной занять место вслед за Йеленой Розгой - её наследницей в "Магазине".
Вместе с Данийелой на сцену вышел известный телеведущий и шоу-мен Зухра. На заднем плане четыре девицы, которым явно анорексия не грозит, резко контрастировали со стройной миниатюрной Данийелой.
Правда, несколько смазала впечатление мелодия, показавшаяся до боли знакомой, откуда-то из далёкого прошлого, предположительно, из Италии. Первой на ум пришла Рафаэла Карра, но точно вспомнить, на что она похожа, так и не удалось.
В этой связи вспоминается история, связанная с одной из лучших песен Данийелы "Jednom se živi", написанной легендарным хорватским композитором Джёрдже Новковичем, к сожалению, ныне покойным. Как-то раз, смотря фильм не менее легендарного режиссёра и музыканта Эмира Кустурицы, который в России известен под названием "Время цыган", в титрах я услышал очень похожую мелодию. Но фильм-то снят был значительно раньше!
Впрочем, нот всего семь, а песен миллионы, и неудивительно, что часто встречаются похожие друг на друга. И тут как не обратиться к самому успешному композитору и продюсеру Хорватии за последние два десятка лет - Тончи Хульичу. Вот уж у кого фантазия не иссякает никогда - даже похожие по стилю песни всегда имеют разные мелодии, а если кто и у кого чего берёт, то у Хульича! Про него даже в чопорной Англии книгу решили написать!
Тончи Хульич со своей супругой Вьекославой, которая пишет слова к его песням, так же, как и Йелена Розга, трижды выходили за получением призов - дважды вместе с Йеленой и в третий раз с группой "Магазин".
Тончи в группе оставил по наследству место своему сыну Ивану, а сам сосредоточился на продюсерской и композиторской деятельности.
"Магазин" с песней "Dušu nemaš da me na njoj nosiš" получил "Серебрянную волну" за второе место по оценкам профессионального жюри, которое в этот раз хотя бы на треть оказалось адекватным. На треть - потому что первое место оно присудило очередной клапе - клапе "Шуфит", а третье - Зорице Кондже (куда ж без неё-то)!
В этот раз солистка "Магазина" Андреа Шушняра, исполнила медленную песню, написанную примерно в стиле песни "Магазина" "Kasno je", исполненной Йеленой Розгой на "Доре" в 1999 году.
Поучилось хорошо, Андреа привлекла внимание не только глубоким декольте и своей внешностью, но и талантом, и лишний раз подтвердила, что Тончи Хульич сделал правильный выбор в её пользу, а легендарный сплитский "Магазин" снова стал "Магазином", которым он не был во времена шибенчанки (да ещё и брюнетки с грубоватым голосом!) Иваны Ковач..
Жаль, конечно, что пьедестал не выглядел так: 1. Йелена Розга, 2. Данийела Мартинович, 3. "Магазин" с Андреей Шушнярой - три поколения "Магазина", три красавицы блондинки - что ещё нужно для Сплитского фестиваля, который, надо сказать, по общему уровню исполнителей, к сожалению, в последнее время начинает несколько сдавать.
Впрочем, хорошо уже то, что все лучшие исполнители нынешнего фестиваля, хоть и не победили, но не остались без наград…
Джёрдже Новкович,
Хорватия,
группа "Магазин",
Йелена Розга,
hrvatska zabavna glazba,
Сплит,
Сплитский музыкальный фестиваль,
Горан Каран,
Андреа Шушняра,
Данийела Мартинович,
Кемал Монтено,
футбол,
Эмир Кустурица,
Тончи Хульич