Кому Австрия выдаст военного преступника Йована Дивяка и выдаст ли вообще?

Mar 16, 2011 17:03


Как уже сообщалось ранее, бывший бригадный генерал Армии БиХ Йован Дивяк вечером 3 марта был задержан австрийскими властями в аэропорту в Вене на основании объявления в розыск, данного Интерполом по требованию Сербии, где он обвиняется в совершении военного преступления против солдат и офицеров ЮНА 2 и 3 мая 1992 года в Сараеве. Тогда в результате совместного заранее спланированного нападения исламистских боевиков из "Патриотской лиги", муслиманских "Зелёных беретов", банд-формирований сараевских криминальных авторитетов Юсуфа "Юки" Празины (в то время командира "Зелёных беретов"), Мушана "Цацо" Топаловича и Исмета "Чело" Байрамовича (в то время начальника военной полиции), ТО БиХ и лояльных Изетбеговичу подразделений МВД БиХ было убито 42 военнослужащих, 73 были ранены, а 215 попали в плен; многие из них подверглись жестоким избиениям и издевательствам. Те события более известны под общим названием "Доброволячка улица". Именно на этой сараевской улице 3 мая из засады была остановлена и обстреляна колонна ЮНА, выходившая из города по согласованному с Изетбеговичем и его приспешниками плану при посредничестве канадского генерала Макензи, хотя нападать и убивать солдат и офицеров исламисты начали ещё днём раньше - 2 мая и продолжали это делать на протяжении всего 3 мая.

Йован Дивяк, в то время ещё полковник, принимал непосредственное участие в тех событиях, хотя сам это и отрицает, однако в своих публичных заявлениях он не очень заботится о правдоподобности.

В интервью, данном Радио Свободная Европа в конце 2009 года, Дивяк рассказывает о том, что, когда колонна была остановлена, он подошёл к бронетранспортёру, в котором находился Алия Изетбегович и генерал ЮНА Куканьяц.

"Изетбегович говорит мне: “Йоване, не знаю из-за чего остановлена колонна. Обо всём мы договорились. Позвольте колонне пройти”, - поведал журналистам Дивяк. - В тот момент я повстречал Чегара, одного из полицейских, которые были в специальном подразделении у Викича… Чегар ему [генералу Куканьяцу] говорит: “Мать твою четническую! Если что-то случится с Алией Изетбеговичем, у твоей четнической семьи головы на плечах не останется”. Всё это произошло на Доброволячкой улице, от Театрального кафе по направлению к Дрвенийи. В тот момент было дозволено колонне двинуться, не знаю по чьему одобрению".

Замечу, что генерал ЮНА Куканьяц по определению не мог иметь никакого отношения к четникам.

Как только Изетбегович отделился со своей свитой, на колонну почти тотчас же напали из засады, которая, со всей очевидностью можно утверждать, была подготовлена заранее.

"Только однажды слышал выстрелы со стороны Дрвенийи, - продолжает свой рассказ Дивяк. - Колонна двинулась. 15 машин отправились за транспортёром, в котором был Алия Изетбегович, а примерно пятнадцать машин НАШИ взяли как ВОЕННЫЙ ТРОФЕЙ… В тех 15-ти грузовиках, в основном, было по одному или два солдата… Тогда было взято в плен около 215 солдат…"

Нестыковочка получается, Йоване! Уговор был, что колона выйдет полностью, как же тогда ВАШИ могли взять военный трофей? И если в тех 15 грузовиках было по одному или два солдата, то это, максимум, 30 пленных, а не 215!

Грузовики и солдаты были захвачены потому, что колонна подверглась обстрелу со всех сторон, попав в ловушку, которую вы ей и устроили, господин Дивяк. По крайней мере, вы принимали в этом непосредственное участие.

На вопрос, зачем стреляли, Дивяк ответил: "Я этого не знаю. Думаю, что никто не давал распоряжения, что это была инициатива одиночек. Позже слышал рассказ одного солдата, который был там: “Один псих взял автомат и стал стрелять в окно автобуса, где были офицеры”. Этого я сам не видел…"

За идиотов-то нас не держите. Какой-то придурок начал стрелять и кого-то убил - в это ещё можно поверить, но как вы могли захватить 215 пленных и 15 грузовиков, если заранее всё не было подготовлено?

"Не могу определить, кто к какому подразделению относился, - далее поведал Дивяк. - Факт заключается в том, что на улицах Старого города в основном были бойцы военной полиции и Зелёных беретов. Территориальная оборона также функционировала по группам. Не было полностью укомплектованных подразделений. В них было десяток территориальцев и два десятка человек из военной полиции и Зелёных беретов. Всё было перемешано, и не нельзя определить, кто к какому подразделению относится. Всего 10 процентов человек имели какую-либо униформу. В тот день на улицах в основном были люди в гражданской одежде".

На вопрос, следили ли они за проходом колонны, Дивяк ответил: "Факт в том, что мы сопровождали колонну, когда она двинулась с Площади 6-го апреля. Там, где я находился, не заметил много людей, там, в основном, были те, которые находились в службе безопасности Изетбеговича."

Как говорится, следите за словами, ведь говорит это человек, находившийся тогда в штабе ТО БиХ.

На вопрос, возможно ли, что кто-то из Президиума БиХ всё это спланировал заранее, поставив бойцов Территориальной обороны, Патриотской лиги и Зелёных беретов вдоль Доброволячкой улицы, и дал распоряжение о нападении, Дивяк ответил: "Это невозможно, поскольку каждая группа была сама по себе. Они были перемешаны…"

Простите внимательного читателя, но неизбежно возникает вопрос: а кто их перемешал? Как они смогли вообще так удачно сформироваться и как у них получилось синхронное  нападение из заранее организованной, а это очевидно, засады?

Далее Дивяк в обоснование того, что нападение было "исключительно спонтанным", и во всём виновата сама ЮНА ("Если бы не был арестован Изетбегович, до этого бы не дошло".), привёл тот факт, что после описываемых событий и переговоров казармы были блокированы "без единой использованной пули".

Пардон, но тут уж Йоване совсем заврался. Во-первых, ещё до задержания в аэропорту Изетбеговича, всё 2 мая и утро 3 мая в Сараеве шли бои, муслиманские боевики нападали на Дом ЮНА, штаб Второй военной области, военную больницу, казармы, на военный транспорт. Во-вторых, через две недели, 15 мая в Тузле также при выходе из города атаке из засады подверглись выводимые из казармы "Хусинска буна" части ЮНА. Тогда боевики Патриотской лиги заживо сожгли 51 солдата и офицера, а всего по городу было убито около 200 человек (солдат, офицеров, членов их семей).

Похоже, и интервьюер не очень-то Дивяку поверил, потому как в который уже раз переспросил: "По-вашему, это не было организовано?"

"Я был на месте и видел, что это не было организовано. Повторю, 3 мая на Площади 6-го апреля были попытки напасть на ЮНА. Говорили: “Пойдём, давай…” Это не было командой. Команда командира была: “Не иди, подожди, не нападай, не стреляй”. Командиры основных подразделений давили на то, чтобы не стреляли. Если бы кто-то хотел, чтобы дошло до бойни, до неё дошло бы на Площади 6-го апреля".

То не видел, потому что не был, то видел, потому что был - уже определись, Йоване. И, "оказывается", командиры чего-то там организованного были, а до этого все как-то были "сами по себе"?!

"Рассматриваете ли вы, что на Доброволячкой дошло по преступления?" - задал вопрос неугомонный интервьюер.

"В единичных случаях - да, преступление, но в целом, очевидно, что это сделали не регулярные подразделения Территориальной обороны, полиции и Зелёных беретов", - подытожил Дивяк, который утверждал, что погибло всего восемь солдат - тех, кого убили ещё, он просто, получается, не удосужился посчитать.

Этого интервью при сопоставлении с реально имевшими место фактами и положением, занимаемым Дивяком в тот момент, уже вполне достаточно, чтобы оправить его за решётку, но, к сожалению, похоже, этого не случится.

Дивяк не раз уже говорил, что ему нечего бояться. Видимо, и вправду, нечего.

Хотя Дивяка и задержали в аэропорту Вены, и судья его отправил в тюрьму для ожидающих экстрадиции, где он мог бы провести несколько недель, пока Австрия не получит от Сербии соответствующие документы и не изучит их, но уже через пять дней, 8 марта, его под залог в 500000 евро (заплатила Сараевская жупания) выпустили на свободу.

За день до этого, 7 марта, министр иностранных дел Австрии Михаель Спинделеггер заявил, что "Австрия рассматривает не приходящим в голову выдачу Сербии Йована Дивяка".

Странное заявление, сделанное представителем исполнительной власти до вынесения судебного решения в стране, которая считается правовым государством и где существует разделение властей!

Вряд ли на австрийского министра иностранных дел так могли повлиять митинги в поддержку Дивяка в центре Сараева, перед австрийским и сербским посольствами, зданием Президиума БиХ и Бюро высокого представителя по Боснии и Герцеговине.

Тут вмешиваются совсем другие силы.

Гаагское обвинение девять лет назад провело уже своё расследование и не нашло доказательств вины генерала Дивяка. По словам специального советника гаагского обвинения Фредерика Свиннена, обвинение в июле 2002 года приняло из Республики Сербской дело о событиях на Доброволячкой улице и, проанализировав доказательства, которые предоставили ему местные власти, пришло к выводу, что нет доказательств для преследования за военное преступление. Об этом в 2003 году были извещены власти БиХ.

Вон оно как, напали на колонну вопреки ранее достигнутым договорённостям, пытали пленных, а преступления - нет! Шешель вот что-то там сказал не то, и уже 8 лет сидит за решёткой, а тут нет преступления! Интересно, если бы всё было наоборот, кто-нибудь, сербы например, напали бы на колонну Армии БиХ, по поводу которой был бы согласован её вывод, нашли бы гаагские инквизиторы основания для уголовного преследования? Да можно даже не сомневаться, что нашли бы! Не было бы доказательств, сами бы придумали, как они обычно это делают, ложных свидетелей бы подкупили, запугали бы на крайний случай!

Следует признать, что выдача Дивяка Сербии от компетентности сербской прокуратуры (которая, откровенно говоря, оставляет желать лучшего) никак не зависит. Всё дело осложняется тем, что преступление было совершено не на территории Сербии. К тому же выдачи Дивяка требует от Австрии и Босния и Герцеговина (об этом австрийские власти были извещены 9 марта). Прокуратура БиХ ранее открыла следствие по делу "Доброволячка улица", по которому в том числе подозревается и Дивяк. Правда, о том, что ведётся какое-то расследование, становится известно только, когда за границей арестовывают кого-то из фигурантов: Дивяка, Ганича, а в остальное время, похоже, дело до конца доводить никто не спешит.

Более того, 4 марта министр иностранных дел Боснии и Герцеговины Свен Алкалай вручил ноту протеста послу Сербии в Сараеве Груйице Спасовичу из-за задержания Дивяка. Забавно, не правда ли?

Удивляет и позиция самой Сербии. Так, сербский прокурор по делам о военных преступлениях Владимир Вукчевич 9 марта заявил, что предоставит своему министерству всю документацию, необходимую для выдачи Дивяка, добавив, что после того, как несколько сербских организаций воспротивилось преследованию Дивяка, решение об его вине может принять только суд. Это и так понятно, что решение о вине кого-либо может принять только суд, но, похоже, сербские чиновники решили на свой суд переложить и вопросы об экстрадиции.

Что это за сербские организации такие, чего им за Дивяка заступаться? Только потому, что он серб? Но он всегда изъяснялся как босниец (то есть житель Боснии). Из-за того, что он якобы противился исламизации Армии БиХ и насилию над сербами и даже написал два письма Изетбеговичу об этом (в мая 1992 и мае 1993), из-за чего будто бы навлёк на себя гнев исламских фундаменталистов в боснийских властных структурах? Но его никто не тянул помогать Изетбеговичу и ему подобным, никто не заставлял его дезертировать. Дивяк сам не раз опровергал информацию о страданиях сербов в Сараеве от рук исламистов. Просто он видел только то, что хотел видеть. Говорят, что, когда в 1998 году он узнал о том, что в яму Казане его друзья из не раз печально прославившейся 10-й горной бригады Армии БиХ бросали убитых сараевских сербов, он написал ещё одно письмо Изетбеговичу, где заявил, что из протеста возвращает свой чин бригадного генерала. Все видели, что происходит, а он, получается, нет?! И когда Дивяк незаконно выдавал оружие со складов ЮНА ТО Киселяка (ещё до своего дезертирства), за что был осуждён на 9 месяцев лишения свободы, но избежал наказания, перейдя вскоре на строну Изетбеговича, он тоже думал, видимо, о чём-то своём.

Может быть, эти сербские организации симпатизируют Дивяку из-за его поразительного внешнего сходства с популярным югославским, сараевским певцом Кемалом Монтено (итальянец по отцу, бошняк по матери), но на внешности это сходство с замечательным исполнителем (во время войны, кстати, не оставшемся у Изетбеговича) и заканчивается.

Трудно понять такую позицию - не тот человек Дивяк, которого нужно защищать.

Осложняется положение с выдачей Дивяка и вследствие того, что в Австрии его задержали в тот день, когда Сербия отказалась от преследования защитника Вуковара хорвата Тихомира Пурды, задержанного несколько месяцев назад в Боснии по её требованию. Основание - сербская прокуратура признала, что у неё отсутствуют надлежащие доказательства вины Пурды в совершении военного преступления. Но, спрашивается, если вы заранее знали, что человек себя оговорил, находясь в лагере, что показания из него были выбиты, и, следовательно, получены незаконным образом и не могут быть приняты судом, зачем начинать преследование? Только, чтобы создать негативный образ собственной страны?!

В отношении же Дивяка дело обстоит иначе - доказательств его вины, как и вины Ганича и прочих подозреваемых в военных преступлениях на Доброволячкой улице, предостаточно, но возникает вопрос о юрисдикции сербского суда по делам о военных преступлениях. В принципе, уже на этом основании в экстрадиции  могут предпочесть Боснию Сербии, а в Боснии, можно быть уверенным, желающих отправить за решётку виновных не найдётся (не считая, конечно, Республики Сербской), ибо среди 16 ныне здравствующих подозреваемых немало высокопоставленных лиц, включая Хариса Силайджича и Сефера Халиловича.

К сожалению, преступление на Доброволячкой улице, видимо, так и останется безнаказанным…

Доброволячка улица, Тузланская колонна, Сараево, военные преступления боснийских муслиман, Боснийская война, Босния и Герцеговина, Йован Дивяк, Зелёные береты, Изетбегович, Сербия, Австрия, Патриотская лига, ЮНА

Previous post Next post
Up