Feb 09, 2011 14:33
Йездимир Дангич родился в 1897 году в Братунце в семье православного священника. С юности он включился в борьбу за освобождение славян от гнёта Габсбургов, вступив в революционную организацию "Млада Босна", за что был осуждён на 3,5 года лишения свободы. Своё наказание он отбывал в тюрьмах Тузлы и Зеницы во время Первой мировой войны.
После войны, получив юридическое образование, Дангич работал в полиции. В Апрельскую войну 1941 года, года объединённые германо-итало-венгерские войска напали на Королевство Югославию, Дангич был командиром Дворцового жандармского отряда, который сопровождал короля Петра II от Белграда до Никшича.
Апрельская война, начавшаяся 6 апреля 1941 года, закончилась через 12 дней 17 апреля полным разгромом королевских войск и показала абсолютную небоеспособность югославских генералов, так рьяно до этого похвалявшихся "силой сербского (югославского) оружия", вспоминавших былые победы двух Балканских войн и Первой мировой.
Не имея больше общей идеи, войско разбрелось, вспыхнули с новой силой не утихшие ещё межнациональные и межрелигиозные противоречия. И пока одна часть югославских и сербских военных чинов начала переговоры о сотрудничестве с оккупантами, а другая трусливо бежала за границу, лишь только полковник Драголюб Михайлович нашёл в себе силы продолжать борьбу с грозными и жестокими захватчиками, первым во всей оккупированной Европе решившись на серьёзное сопротивление Гитлеру.
Йездимиру Дангичу удалось избежать пленения, и вскоре он присоединился к организованному Дражей Михайловичем на Равной Гóре четническому движению сопротивленияю оккупантам, получившему название Равногорское движение, из которого было сформировано Югославское войско в Отечестве.
Дангич сразу проявил задатки организатора; Михайлович его и ряд других офицеров отправил на помощь сербскому народу в Восточной Боснии, поставив задачу формировать там военные подразделения для борьбы с оккупантами и их помощниками. Вскоре Дангич был назначен командиром корпуса Восточной Боснии, фактически возглавив там восстание, расширяя четническое движение. Особенно он отличился в боях в Подринье.
Ещё одной важной задачей, поставленной перед Дангичем, была переправка сербских семей, в основном женщин, детей и стариков, через Дрину в Сербию, спасая их от резни.
В течение второй половины 1941 года Дангич некоторое время сотрудничал с партизанами Тито. За это время ему удалось освободить Братунац, Сребреницу, Власеницу, Олово, Рогатицу, Фочу, Горажде и Чайниче. Правда, ненадолго. Договориться с коммунистами о совместной борьбе так и не удалось - уже тогда Тито, не имевший широкой поддержки в народе, не хотел ни с кем делить предстоящую победу, до которой было ещё очень далеко, ведь югославские коммунисты включились в антифашистскую борьбу едва ли не последними среди всех югославских антифашистских сил.
Когда давным-давно уже четники вовсю воевали против неприятеля, в сисацко-мославатском крае хорватские антифашисты создали первые партизанские отряды, а по всей Хорватии началось хорватское антифашистское движение, Тито со своими подручными, вроде Моше Пияде, только лишь думали о возможном восстании. Идеологические разногласия с четниками и жажда власти Тито оказались для них выше здравого смысла и сотрудничество продлилось недолго.
Понимая, что толку от коммунистов не будет, Дангич 1 октября 1941 года распространил воззванию к народу Боснии о самостоятельной борьбе с врагом.
На месте командира Восточной Боснии Дангич оставался до начала апреля 1942 года.
После формирования в Белграде так называемого Правительства Национального спасения - по сути коллаборационистской организации, майор Дангич всё же решился обратиться за помощью к главе этого "правительства" Милану Недичу, чтобы объединить силы сербского народа в борьбе против неприятеля и помочь сербам в Боснии. Во время переговоров, которые шли с начала апреля, Дангич объяснял Недичу, сколь тяжело положение сербов в НДХ.
Тут стоить заметить, что Недичева Сербия была одним из немногих государств, которые официально признали Павеличеву Независимую Державу Хорватию.
Можно сказать, что обращение к Недичу было ошибочным и в конечном итоге Дангичу стоило не только жизни, но и несправедливого обвинения в коллаборационизме.
Вернувшись из Белграда, Дангич некоторое время провёл в Вальеве, где призвал сербов к восстанию против усташской власти. Между тем, агенты Анте Павелича смогли узнать о переговорах, которые вёл Дангич с "правительством" Недича фактически не только против усташской власти в Боснии, но и против Вермахта. Об этом было доложено немцам, и германский управляющий делами Глейз фон Хорстенау известил о случившемся Берлин. Перепуганный Недич, которого сейчас некоторые силы в Сербии пытаются реабилитировать, вынужден был оправдываться перед генералом Францем Беме, и, как истинный друг гитлеровской Германии, организовал арест Дангича.
Агенты АБВЕР-а нашли Дангича в Рогачице около Байины Башты и в ночь с 11 на 12 апреля 1942 года взяли его спящим в плен. Как ни прискорбно, но этой операцией руководил офицер одиозного Сербского добровольческого корпуса, созданного по германской указке коллаборационистом Димитрием Лётичем в сентябре 1941 года, Милош Войнович, имевший конспиративное имя Хайнрих Лаутнер.
Пленённый майор Дангич сразу же был отправлен в концлагерь Стрий в Польше, где был заключён вплоть до Варшавского восстания в августе 1944 года, когда ему удалось освободиться.
Под командованием генерала Боры Комаровского Дангич продолжил борьбу против неприятеля в должности командира пехотной бригады, участвуя в освобождении Польши. Однако вместо благодарности Дангича вместе со многими другими польскими офицерами арестовали и отправили на Лубянку.
После установления дипломатических отношений между СССР и новой Югославией майор Дангич был выдан югославским властям для суда над ним как над предателем родины!
В это время режим Тито всеми силами искоренял память обо всех других, кроме коммунистов, антифашистских силах на территории Югославии; особенно доставалось четникам Дражи Михайловича, которых нужно было всячески оклеветать и приравнять к разного рода четникам Лётича, Печанаца и им подобных, служивших Недичу и немцам.
Судилище с заранее известным (как и в случае с Драголюбом Михайловичем) приговором над героем антифашистской борьбы майором Йездимиром Дангичем началось в феврале 1947 года. Дангича обвинили в том, что он помогал четническому движению Дражи Михайловича, совершал массовые преступления, сотрудничал с коллаборационистским правительством Милана Недича, итальянскими и немецкими оккупантами, а также в предательстве родины. В сущности - типичные для титоистских коммунистов, в середине 30-х годов создававших совместную с усташами организацию по развалу Югославии и "уничтожению всего, что сербское", обвинения против политических оппонентов.
Военный Суд 3-й Армии, проводившийся в Сараеве, был скорым на расправу: Йездимир Дангич, лишённый права на справедливое разбирательство его дела и права на защиту, был осуждён на смертную казнь и в том же месяце расстрелян…
партизаны,
усташи,
Дража Михайлович,
преступления югославских коммунистов,
Йездимир Дангич,
Милан Недич,
Сербский добровольческий корпус,
Йосип Броз Тито,
Польша,
НДХ,
Недичева Сербия,
Югославия,
четники,
Югославское войско в Отечестве,
Вторая мировая война