Лето как-то незаметно практически закончилось - различные занятия (рабочие, в виде командных запилов эпичных фичей в кратчайшие сроки, и активно-отдыхательные, в формате велопробегов Прага-Дрезден и Прага-Плзень/Плзень-Прага, не говоря уже о мотопоездках выходного дня) способствовали тому, что мне было некогда даже потупить в привычную подборку вечернего Ютуба. Чем меньше дней до конца лета оставалось, тем сильнее у меня накапливалась усталость и росло желание отгородиться от всех льющихся прямо в мозг информационных потоков.
И тут я вспомнил, что последний раз отдыхал на море больше десяти лет назад. Дальше появилась возможность проводить отпуска куда более увлекательно (в виде автомобильных евротрипов), и альтернативы в виде пары недель во всяких Турциях, Египтах, Крымах, Анапах и Сочах перестали меня возбуждать. «Почему бы не поглядеть на типичный морской отпуск среднего европейца?» - подумал я. После чего договорился на работе о неделе выходных, закинул в рюкзак плавки-полотенце и после трёхчасового сна, лишь только заалел рассвет, прыгнул в свой спорткар и выехал в сторону Хорватии.
Лететь по пустым в раннее утро дорогам Чехии было очень приятно - почти до самой Австрии отличная магистраль. Затем - небольшой кусочек двухполоски перед границей с Австрией мимо озёр и прямо сквозь город Микулов (уже который раз ругаюсь на местных чехов, не могущих что-то сделать с этими двадцатью несчастными километрами). Затем - практически германские автобаны. С откровенно вредительским ограничением 130 км/ч, но сильно быстрее ехать уже и не получалось - на дороге прибавилось машин. Перед Веной залил полный бак сотого бензина по цене в безумные 2.2 евро за литр, скушал приятный завтрак в покинувшей Россию сети ресторанов и двинул дальше. Словению (не путать со Словакией!) я практически не заметил. На память остался лишь чек за электронную виньетку для магистралей. А вот дальше началась какая-то задница.
Сначала я обрадовался тому, что время ещё не сильно перевалило за полдень, а я уже проехал больше половины пути и въехал в Хорватию. Потом меня напрягло некоторое затруднение движения перед её столицей - Загребом. На въезде на платную магистраль образовалась серьёзная пробка, а сотрудники КПП у шлагбаумов при выдаче карточки даже бесплатно выдавали всем водителям бутылку воды. Через некоторое время гугловский навигатор начал сходить с ума, предлагая то свернуть на какие-то горные серпантины и постоять в очередях на оплату проезда, то снова ехать как обычно. В голове начали крутиться нехорошие мысли о том, что этим самым хорватам надо бы построить побольше шлагбаумов с картоприёмниками, или ввести по примеру их соседей виньетки, а не задерживать поток отдыхающих, везущих им свои кровные.
Через сотню километров поток на трассе просто остановился. И возобновлял своё движение раз в несколько минут, продвигаясь на несколько сотен метров. Промаявшись так целый час, очень приятно было увидеть на дорожном знаке, что впереди ещё 17 километров пробок. На улице стояла жара сильно за тридцать, и даже работающий кондиционер не сильно от неё помогал. Народ выходил из машин размять руки-ноги и сбегать в кустики. Но при этом никто не пытался ехать по широкой обочине и отношение друг к другу было, скорее, благодушное. Сколько времени я в этом провёл - сказать сложно. Но в итоге за рулём я просидел почти четырнадцать часов, а средняя скорость упала с сотни до семидесяти пяти километров в час. После очередного туннеля пробка начала движение, и дальше я уже ехал в обычном темпе. В сумерках я уже въезжал в пригород Задара - города, рядом с которым решил пожить первое время в деревенском отеле. Последние километры были самыми трудными, и вечерний курортный трафик пригорода вызывал раздражение. Но я осилил даже сходить поужинать в приятный пляжный ресторан и завалиться отсыпаться. Знакомство с новым для меня морем было решено оставить на следующий день.
Утреннее пробуждение было не очень приятным. Одновременно с заглянувшим в комнату солнцем под моим окном началось какое-то адовое стрекотание. Словно сотня велосипедистов перевернули свои велосипеды вверх тормашками и раскрутили руками задние колёса, проверяя работу трещотки. Как мне позже объяснили, источником такого звука являются цикады - достаточно крупные насекомые, которые много лет живут в виде личинок в земле. Но в последние (и самые яркие) месяцы своей жизни эволюционируют, взлетают на деревья и заявляют на весь мир о желании найти себе полового партнёра. Порадовавшись тому, что люди уже придумали Тиндер, и хотя бы отдыхающие по утрам не орут на всю улицу «ищу себе потрахаться», я спустился на завтрак.
Вот именно эти твари не давали мне спать. Но уже через пару дней я полностью перестал замечать их визги - они стали естественным фоном.
Отель, несмотря на скромные размеры и расположение в какой-то деревне, явно старался держать уровень. Владельцы (супружеская пара из Южной Америки) предлагали гостям не только великолепную еду три раза в сутки (от своего шеф-повара), но и пару бассейнов с тренажёрным залом. Меня удивили две вещи. Во-первых, с утра уже кто-то купался в бассейне - мне лично было трудно понять, в чём смысл такого купания при наличии в паре сотен метров настоящего моря. А во-вторых - постояльцы не здоровались друг с другом. За время своих евротрипов по польшам-германиям-швейцариям я уже привык слышать что-то среднее между «морнинг» и «морген» по пути из номера до ресторана даже в самых дешёвых сетевых отельчиках, но тут явно что-то сломалось.
Немного восстановив силы после вчерашней игры в Дальнобойщиков, я продолжил изучать новый (для меня) мир. После открытий в области энтомологии я перешёл к ботанике. Ведь до сих пор многие фрукты для меня росли исключительно на полках супермаркетов. А тут я в садах местных жителей видел деревья, на которых можно было разглядеть инжир, аппетитный виноград, гранаты, оливки, персики и даже киви! Рядом росли здоровенные пальмы, а некоторые кусты вдоль дорожек чем-то напоминали закопанные в землю ананасы-переростки.
На этом мои восхищения не закончились. Ведь наконец-то я полноценно увидел Адриатическое море. До этого момента я думал, что вода такой прозрачности и цвета бывает только в компьютерных играх или рекламе шоколадки Bounty. Своими глазами я раньше глядел только на суровое Балтийское, грязноватое даже в Крыму Чёрное, не оправдывающее пресностью воды и размером своё название Азовское, и мелькнувшее за бортом парома тяжёлое Северное. Кусок Адриатики, осмотренный из Венеции несколько лет назад, сложно считать за полноценное морское свидание - вода там не сильно отличалась по прозрачности от вод венецианских каналов.
А сейчас я мог сквозь голубой прибой спокойно видеть каменистое дно. И в процессе удаления от берега продолжать его разглядывать на многие метры в глубину, выискивая морских обитателей.
Именно этим я и занимался последующие дни. Неспешно завтракал, досыпал пару часиков, доползал до пляжа и проводил там основную часть дня. Узнав цены на аренду paddleboard-а, я скатался в крупный торговый центр и купил себе свой собственный. После чего всю неделю практически не слезал с него. Качаясь на волнах подальше от прибрежной суеты, наблюдая за разными рыбками днём, и выцеливая фонариком любопытных крабиков вечером.
Как-то вечером я выбрался в центр Задара погулять по старому городу, да покушать в месте поприличнее. И хотя поиск парковки был тем ещё квестом, а на улице было не протолкнуться от туристов, я всё равно получил огромное удовольствие, гуляя по вымощенным белым камнем мостовым, дегустируя морепродукты в хорошей ресторации, глядя на прыгающих по подсвеченным панелям на набережной людей, и вслушиваясь в местную достопримечательность - морской оргАн (замурованные в набережную трубы, издающие различные звуки в зависимости от силы ветра и волн).
Через несколько дней я переместился на юг, проехав в один день больше сотни километров по побережью и заглянув по дороге в ещё один крупный город - Сплит. Радость от поездки была лишь немного омрачена небольшими пробками перед крупными городами, да перегревшимися от жары колёсами - давление ушло далеко за 3 атмосферы и прямо чувствовалось, как машинка подпрыгивает на мельчайших неровностях асфальта.
На дорогах страны я видел автономера со всей Европы - встречались и англичане, и шведы, и украинцы. Вот только на российских номерах никого не было. Хотя русскую речь на пляжах можно было услышать. Всё побережье выглядело как один огромный пляж, вдоль которого тонкой линией растянулись гостевые дома и отели. При этом не было характерной для российских югов суеты с придорожной торговлей и постоянно перебегающими дорогу людьми. Всё было гораздо аккуратнее и цивилизованнее - один стандарт на единый цвет городских крыш сильно увеличивает эстетическую привлекательность любой деревни. А когда во время вечернего «часа пик» в каком-то маленьком прибрежном городке я увидел нескольких полицейских, регулирующих пробочное место на пересечении с пешеходной зоной выделяя больше времени гостям на авто, то понял, что хорваты действительно очень рады льющимся в страну денежным потокам и готовы делать всё, чтобы они не прекращались.
Вспоминая о финансовой стороне отдыха, я сейчас могу сказать, что информация о «дешёвой Хорватии» уже не актуальна. После перехода страны на Евро и вступления в шенгенскую зону цены стремительно взлетели вверх. Оставить в более-менее приличной ресторации сотню евро за ужин из морепродуктов на двоих - запросто. Купить полторашку воды на пляже за 5 евро (охренеть, 550 рублей - бутылка воды!) - элементарно. И это без учёта дороги до моря - сотый бензин стоит совсем безумных денег, виньетки и проезд по магистралям тоже неплохо облегчают банковский счёт.
Неделя отпуска пролетела незаметно. Очень поздно у меня образовалось понимание, что столько дней на море - это очень мало. Особенно если любишь поспать, понежиться в постели и попозже выползти из апартаментов. Вот уж действительно «отпуск в Кроватии». Но у меня получилось осмотреть достаточно большой кусок страны (о которой я до этого знал лишь факт, что там живут создатели Serious Sam’а), накупаться в лучшем (из посещённых) море и немного поправить свой «велозагар». Осталось только вернуться домой.
В этот раз я поступил умнее и последний день отпуска до самого вечера купался, прощаясь с морем. А затем, поужинав, выехал в обратный путь. Трасса была загружена возвращавшимися с морей людьми. Иногда даже встречались торопыги, пытающиеся кого-то сгонять из левого ряда. Но поток слева шёл в среднем стабильные 130 километров в час. Без всяких затыков. Количество машин позволяло уверенно держать такую скорость даже после наступления полной темноты. Я без всяких проблем проехал Хорватию, а затем и остальные страны. Местами сильно превышая (теперь вот жду штрафа из Австрии, да и по Чехии в предрассветный час летел местами под двести).
Хроники пикирующего шпроткара, или "Туда и обратно"
Несмотря на дополнительные полторы сотни километров пути и тёмное время суток, дорога заняла меньше десяти часов (против четырнадцати!), а средняя скорость вышла выше 120 км/ч. Так что теперь в Кроватию - только ночными рейсами. И я точно знаю, что захочу ещё раз там побывать.
З.Ы.: Каждый раз, когда я еду в отпуск, в Россиюшке что-то случается. В этот раз персонаж, по биографии которого можно снять целый сезон "Игр престолов", неудачно отправился по назначению самолётным рейсом. В прошлый раз была какая-то клоунада с застреванием танка в ростовском цирке (а войсковой колонны - в 200 км от Столицы). В позапрошлый - на Родине объявили мобилизацию. Боюсь ехать в следующий отпуск.