Отпуск. Imperial War Museum Duxford и немного Кэмбриджа

Oct 18, 2022 13:31


Пока ссадины ныли, грел песчаный карьер,
И с кем бы ни общался сейчас, ощущаешь барьер.
И ты вроде вполне здоров, но роясь в себе подробно
Всё проводишь бесплодный поиск себе подобных.
      Среди всех мест Англии, куда мне очень хотелось попасть, отдельно стоял военный музей. Точнее, его филиал в Дуксфорде, целиком посвящённый авиации. Почему? Потому что я как-то прочитал интересную автобиографическую книженцию от работника подразделения Skunk Works в Lockheed, где расписывали процессы создания самого современного вооружения времён Холодной Войны. Именно в этом подразделении был разработан знаменитый самолёт-шпион U-2, удачно сбитый над СССР и давший пару  козырей Хрущёву на встрече в Париже с Эйзенхауэром.




        И там же был разработан потрясающий самолёт, представляющий собой вершину достижений технологий шестидесятых. Высокоскоростной разведчик, летающий со скоростью в три раза превышающей скорость звука на высоте в два раза выше современных пассажирских лайнеров.



Его создатели столкнулись с огромным количеством проблем. Как технического плана (например, для компенсации температурного расширения металла при полётах на высокой скорости пришлось увеличить зазор между пластинами фюзеляжа, и на земле через них начинало сочиться ядовитое топливо, прекращая это делать только когда самолёт «прогревался») так и организационного (достать в нужном количестве титан, когда основным поставщиком титана на рынке являлся Советский Союз, было весьма непросто).



Задача этого самолёта - быстро оказаться в нужной точке планеты, выполнить фотосъёмку происходящего на земле, и передать необходимую информацию военным. Были мысли по поводу использования его для разведки территории СССР, но американцы ещё помнили урок с U-2, и над Советами самолёт так и не полетал. А с развитием спутниковой группировки и беспилотников такие самолёты стали бесполезны, и были сняты с вооружения. Мне очень хотелось поглядеть на это чудо инженерной мысли шестидесятых вживую. В Европе есть только одно место, где это можно сделать. И это - Дуксфорд.



Домчаться до музея получилось быстрее, чем я планировал - помогла платная магистраль. Пройдя через магазинчик на проходной, я полюбовался военными агитационными плакатами и книгами по истории войны, и двинулся к ангарам с экспонатами.



Музей располагается прямо у ВПП, и в нём было достаточно летающих экспонатов. Поглядев объявления, я прочитал, что можно даже заказать себе полёт на историческом самолёте. В этот момент как раз парочка истребителей времён второй мировой начали свой разбег и оторвались от земли, а трактор вытягивал из ангара что-то сверкающе-серебристое, чтобы подготовить к полёту.



Я зашёл в первый ангар, и удачно попал на кадр видео, демонстрирующий площадь поражения атомной бомбы в случае её взрыва над Москвой. Мироздание явно чувствовало моё настроение после чтения новостей. Посмотрев весь фильм, я успокоился - рядышком был точно такой же кадр с Лондоном. И прошёл дальше, где начинались экспонаты музея.







Двигатели - от старых поршневых, до современного с малазийского дальнемагистрального Боинга. И самолёты. Много самолётов.







Запомнился экспериментальный «Конкорд». Через него можно пройти, поглядев на кучу древней электроники в салоне, записывающей и анализирующей параметры полёта, и рабочие места инженеров, отвечавших за эту электронику. Понравился красивый Spitfire, легендарный английский истребитель времён Второй Мировой, запомнившийся мне по играм на «Спектруме».



По дороге до ангара с американской техникой я прошёл мимо множества старых пассажирских самолётов. Некоторые из них были открыты, и стоящий у трапа сотрудник приветствовал поднявшегося на борт посетителя. Который мог погрузиться в эпоху шестидесятых-семидесятых, когда массовые полёты не представляли собой страдание в набитой под завязку людьми металлической алюминиевой трубе, а проводились в атмосфере роскоши и комфорта.



Хорошая заготовка для вопроса на ЧтоГдеКогда.



Глядя на эту туррель "летающей крепости", сразу понимаешь, чем вдохновлялись создатели "Звёздных Войн".



И вот я в ангаре с американской техникой. Искомый самолёт под непонятным индексом SR-71 и более романтичным именем BlackBird в нём не является центральным экспонатом, но занимает значительную площадь экспозиции. И не влезает в кадр целиком. Выглядит он живьём, на мой взгляд, поуродливее, чем на фотографиях. Советский авиаконструктор говорил, что некрасивые самолёты не летают. У «дрозда» с этим тоже были проблемы - по отзывам пилотов удержать его в воздухе было чрезвычайно сложно, но всё это было результатом огромного количества компромиссов.



Я походил вокруг этого шедевра. Пожалел, что сейчас таких уже не делают и вряд ли будут делать - у военных больше схожих задач не стоит. А миллионеров, готовых поставить задачу «а давайте сделаем самолёт, который мог бы долететь от Праги до Нюрнберга за пять минут», и не только поставить - но и профинансировать, я не знаю. Поэтому так и придётся тратить два часа, пилотируя ползущий по земле автомобиль.



Подустав бегать по огромной территории музея в мотоботах, я присел перевести дух и немного позалипать в мессенджеры. Где получил свою порцию хейта от обеих фракций радикализировавшегося до полноценной войны мира. Ведь пребывание в реальности и гуманистические убеждения нынче никем не ценятся - включается классическая логика войны «мы или они». С последующим «кто не с нами - тот против нас». А я всегда стараюсь держаться объективности, за что люди с убеждениями меня часто записывают в противоположную фракцию.



Залипание получилось слишком долгим, и когда я опомнился - день клонился к вечеру. Пришлось из ангара практически бежать к мотоциклу, чтобы успеть посетить ещё один намеченный музей. И им был музей компьютерной истории.
        Я случайно увидел его на карте, когда планировал поездку. И направил мотоцикл к нему, продираясь через пробочно-велосипедную центральную часть Кэмбриджа. Когда я прибыл на место, до закрытия оставался всего лишь час, и времени на игры со всеми его многочисленными экспонатами практически не осталось.



Музей, скорее, фанатский. И располагается в каком-то ангаре в непрезентабельном районе. Но какая же там замечательная коллекция микрокомпьютеров! Главное - они все рабочие, на них можно попытаться написать свою программу, или запустить имеющиеся игрушки.







Лучше скушать с маслом фигу, чем купить себе Амигу. Потрясающий по своим возможностям домашний компьютер оказался слишком дорогим, чтобы стать массовым.

На знакомом по компьютерному кружку на Рождественском бульваре «Амстраде» как раз крутился изученный до каждой монетки третий Диззи, на другом Спектруме крутился заигранный до дыр в пионерлагере Bomb Jack. Ещё бы - это ведь Англия, родина компьютера, во многом определившего мой род занятий и мою дальнейшую судьбу.



Спасибо товарищу Сэру Клайву Синклеру за наше счастливое детство. Если бы не он и его творение - я не стал бы программистом, не узнал бы так много интересных вещей, не познакомился бы со множеством интересных людей, и вообще моя судьба сложилась бы радикально иным образом.

И изделий от Sinclair research Ltd. (каждый раз пускаю слезу, глядя на эту знакомую до боли надпись, которую я видел каждый день на телевизоре, садясь за свой первый домашний компьютер) в музее предостаточно.



Кроме этого, есть и огромный стенд из множества шкафов, где на примере светодиодов, проводов и схем показывают принцип работы простейшего CPU со всеми необходимыми модулями - декодером инструкций, регистрами, вводом-выводом, памятью. И даже предлагают поиграть на нём в Тетрис. Есть и более сложные машины, есть и артефакты эпохи типа «дырокола» для набивания перфокарт, или станций трансляции телетекста.







Я пожалел только об одном - у меня был всего лишь час, и надо было меньше залипать в телефон. Музей закрылся, и я поехал в центр города чтобы перекусить и немного прогуляться.



Кэмбридж показал себя настоящим студенческим городком. Во-первых - город был просто наводнён велосипедистами и велосипедами. Во-вторых - на улице в основном была молодёжь, перемещающаяся от старинного, чем-то напоминающего Хогвартс здания университета к кафешкам, коих тут тоже было огромное множество.





Городок очень симпатичный. Я то представлял, сколько же поколений студентов гуляли по нему, получая образование, то завидовал студентам вокруг меня, не до конца понимающим, что у них сейчас - самое счастливое время в жизни.





Стемнело, и я поехал на ночлег. По моей невнимательности это оказался не отель, а AirBnB одной почтенной английской леди, сдававшей несколько комнат в своём доме. Но я не пожалел о своей ошибке, потому что получилось приятно поболтать с хозяйкой, чем-то напомнившей мне миссис Хадсон. И ещё сильнее погрузиться в атмосферу «старой доброй Англии». С которой, к глубочайшему сожалению, на следующее утро мне предстояло прощаться.

мото, travel, путешествия, Англия, отпуск, фото

Previous post Next post
Up