Особенности трудоустройства в отечественные и зарубежные компании

Aug 13, 2018 14:12

        Описанные события произошли давно - с тех пор прошло уже больше года. Но они достаточно сильно повлияли на моё мироощущение. Ведь представлять, «как оно там вообще», и столкнуться с этим самому - две большие разницы.
        Слегка устав от работы в Самом Лучшем Банке (пусть и предоставлявшем стабильную тихую гавань, но являвшимся тем ещё болотцем для специалиста, желающего не отстать от паровоза айтишного прогресса), я решил слегка осмотреться. Сходить на несколько собеседований, узнать, сколько я сейчас стою на рынке, где какие возможности есть, и как нынче набирают специалистов «с улицы», а не по знакомству. Так получилось, что мне довелось познакомиться с рекрутинговыми процессами в двух конторах на букву «А»: отечественной, и зарубежной.




        Первоначальный отсев «у нас» прост - если заинтересует резюме, то будет несколько примитивных вопросов по теме, ответы на которые с гуглём может найти любой более-менее интересующийся программированием человек. Дальше следует приглашение на первое собеседование в офис.
«У них» - не мелочатся. Народ набирают конвейерным способом. И если резюме вызвало какой-то интерес, то попросят показать свои умения на специализированной онлайн-платформе, выполнив там несколько простых «упражнений».

Так я познакомился с сайтом HackerRank. Идея там довольно простая: есть алгоритмическая задача, которую надо решить, написав небольшую программу прямо в редакторе в браузере. Язык программирования не так важен, платформа поддерживает практически всё самое популярное. Задачи - типичное олимпиадное программирование (поиск последовательностей подстрок, определение кратчайшего пути, сортировки), имеющее мало чего общего с тем, с чем сталкивается в повседневной жизни разработчик, зато напрягающее мозги и заставляющее вспомнить комбинаторику и различные экзотические структуры данных типа сортирующих куч и красно-чёрных деревьев. Решение тестируют различными наборами входных данных, а ещё ограничивают время выполнения программы. Так что даже корректное решение, но не с оптимальным алгоритмом, не будет «принято» и завалится на тестах с миллионом входных элементов.
        Сайт достаточно прикольный, задачки там предлагаются самой различной сложности - от совсем «нубских» до требующих серьезных знаний матана. При этом ведётся рейтинг пользователей, а некоторые работодатели используют его для поиска сотрудников. Например, чуть меньше года назад мне в почту свалилось приглашение от одной конторы на букву B, специализирующейся на отдыхе граждан. Они предложили принять участие в конкурсе кодинга и попробовать устроиться к ним. Так что это вполне себе ещё один канал трудоустройства.
        Я же, не слишком хорошо представляя, что меня ждёт, открыл ссылку со своим персональным «кодинг челленджем» от HR-службы буржуйской компании на букву «А» прямо на работе, в шумной комнате среди отвлекающих меня по рабочим же делам людей, и еле-еле под тикающий таймер уложился в отведённые два часа времени, чтоб решить три предложенные задачки и написать краткие комментарии к ним. Дальше был короткий телефонный разговор с HR-специалистом, больше для решения формальных вопросов и понимания, что я хоть как-то могу разговаривать на языке вероятного противника, и приглашение на собеседование.

Собеседование «у нас» проводится в несколько этапов. В отечественной организации на букву «А» не слишком отошли от классических методов, и начинают с вопросов по алгоритмам, структурам данных и принципам ООП. Далее следует просьба написать какой-либо работающий код. Написать. Ручкой. На бумаге. Программисту, уже десяток лет использующему текстовый редактор в IDE с функцией autocomplete. Нет, ну я могу порадоваться за погружение меня в ностальгические воспоминания из детства, когда у меня не было своего домашнего ПК, и я свои программы на паскале писал в тетрадочке, чтоб получив доступ к машине в школе, быстро их перепечатать.
        Но довольно быстро это не слишком продуктивное мероприятие переходит сначала в вопросы «а как бы вы сделали это?», потом в обсуждение опыта кандидата и того, чем он занимался раньше, а дальше уже всё перетекает и к разговору о том, чем предстоит заниматься. Огромным плюсом можно посчитать то, что разговор идёт непосредственно с теми людьми, с которыми предстоит работать. Минусы у такого подхода тоже есть: т.к. по очевидным причинам собеседоваться приходится вечером, эти люди обычно уже уставшие за день и хотят домой, а тут им ещё надо с кем-то разговаривать. Ещё один минус - собеседований будет несколько, и каждый раз ехать на другой конец города в самый час пик тоже не каждому удобно. На финальном собеседовании тамошний «большой босс» в очередной раз меня поспрашивал про мой прошлый опыт, задал пару задачек «на логику и общую сообразительность» из серии «интервалов между поездами», и мои мучения были закончены.

«У них» сразу чувствуется масштаб конвейерной заготовки мозгов. Предварительно отобрав множество кандидатов со всего мира, контора устраивает «неделю собеседований». В какой-нибудь удобно расположенной и не слишком дорогой стране (что-нибудь мелкое из восточной Европы отлично подойдёт). Арендуется целый этаж в отеле или офисном комплексе. Кандидатам предлагают выбрать удобный день и удобное время собеседования, покупают всем билеты на самолёт, высылают документы для оформления виз, компенсируют такси от аэропорта, не заставляя людей идти пешком, и даже при необходимости оплачивают сутки в гостинице.



Я ввиду удобного расположения аэропорта прямо у дома и наличия нескольких прямых рейсов решил всё сделать в один день. Взял отгул на работе, распечатал билеты, обнял супругу, за пятнадцать минут доехал до Шереметьево, и сел в самолёт. Лететь было всего часа полтора, так что после посадки было время неспешно прогуляться по небольшой Европейской столице (хотя я там и так уже был два раза) и хорошо пообедать, создав запас калорий перед началом экзекуции. В нужное время я зашёл в сверкающий небоскрёб отеля в центре города, поднялся наверх, и меня отвели в «свой» отдельный номер, где не было кровати, зато была доска с маркером, стол, много бумаги и постоянно ломавшиеся ручки. О да, хоть в этом мы пока ещё не отстаём от world best practices.



Дальше было пять часовых собеседований с небольшими промежутками между ними, за которые я успевал хлебнуть чашечку кофе из имевшейся в номере кофемашины или сходить умыться в ванную комнату. Конечно, когда приходят «к тебе», это немного добавляет психологического комфорта, но мозги реально плавились. Допрашивают кандидатов совершенно «посторонние» люди. Нет, они заняты именно в разработке, но не имеют никакого отношения к ни к команде, к которой нанимают людей, ни даже к стране, где предлагается работать. Просто это одна из их рабочих обязанностей - раз в N месяцев слетать в командировку и поговорить с людьми. География впечатлила: индус из Дели (чем-то своими манерами и акцентом напомнивший Раджа Кутрапали из Теории Большого Взрыва), американец из Денвера (английский которого мне было сложнее всего понять и приходилось постоянно его переспрашивать), симпатичная славянская дама откуда-то с Балкан, француз и девушка из юго-восточной Азии.



Что слегка удивило, так это полное отсутствие вопросов по конкретным технологиям (например, по тонкостям языков программирования или принципам работы операционных систем). Я позже узнал, что такие компании без проблем готовы потратить нужное количество времени для переобучения подходящего им человека на то, что предстоит использовать в проекте. Гораздо больше интересовало умение найти хорошее алгоритмическое решение задачи минимальной сложности и понимание современной архитектуры программных систем (с упором на не слишком любимый мною Web). Отдельно каждый раз задавались вопросы по «корпоративной культуре», с которой у меня не слишком хорошо - например, меня просили поведать о самой страшной эпичной неудаче на работе. Или рассказать о своём поведении при радикальном расхождении во мнениях со своим коллегой или непосредственным начальником, желательно без использования подручных предметов с обеденного стола. Что-то предлагалось изобразить ручкой на бумаге, что-то - маркером на доске, что-то просто рассказать. По итогам каждый интервьюер делает пометки у себя в блокнотике и пишет свой отчёт о кандидате. Решение по нему принимают совсем другие люди, никак не связанные с процессом интервью.



Вечером я вышел из гостиницы выжатый как лимон, и побрёл в сторону аэропорта. Вылет немного задержался, и у меня получилось купить всем гостинцев, пройдясь по «санкционному списку» в ближайшем супермаркете.



Обратный самолёт долго кружил в вечерней мгле около Шереметьево, ожидая очереди на посадку. Дома ждала волновавшаяся за меня и мой не самый простой день семья. День, который по множеству причин вышел, наверное, самым эмоциональным за последние несколько лет. Было о чём поразмыслить и в самолёте, и в автобусе до терминала, и   добравшись до привычного домашнего кресла у компьютера и поделившись с друзьями ощущениями от поездки. Да и весь следующий день я переваривал кучу свалившихся на меня впечатлений, накручивая по Москве километры на велосипеде.

Я не получил тогда оффер от буржуйской конторы на букву «А». Причина очевидна - моя недостаточная подготовленность к первому в жизни интервью на иностранном языке в иностранную же организацию. Не считаю себя умнее всех на свете (тем более «конкурентов» из других городов и стран, участвовавших в этом мероприятии), но прекрасно понимаю, что мог бы при соответствующей подготовке выступить гораздо лучше. Надо мне было меньше времени уделять решению практических олимпиадных задачек (которые я за пару месяцев научился достаточно просто разгадывать в домашне-тепличных условиях), а больше - именно технологии «прохождения интервью». Ведь задаваемые вопросы достаточно стандартные и, как выяснилось, ответы на них тоже ожидают стандартные. Даже специальная литература по «взлому» процесса интервью имеется. Нечестно? Но так делают практически все. Попытки импровизировать или думать-рассуждать не дают положительных оценок, а рассчитывать на то, что и так сильно загруженный общением на неродном языке мозг в стрессовой обстановке сможет выручить и что-то подсказать - несколько наивно. Пару раз я даже затупил в достаточно простых вещах. Зато я получил хороший опыт, который ещё может мне пригодиться.

Отечественная контора на букву «А» после всех бюрократических итераций прислала оффер на среднерыночную по Москве зарплату (чуть повыше имевшейся тогда у меня в Самом Лучшем Банке), но я по комплексу различных причин им не воспользовался. Тут и понимание того, что за эти деньги придётся работать гораздо интенсивнее, и не слишком удобное расположение офиса, и «неочевидные» бонусы текущей работы типа лояльного руководства и бесплатной парковки. Как показало время и дошедшая до меня информация о том, что рядовых сотрудников там периодически заставляют писать сочинения на тему «чем наш продукт лучше продукта конкурентов», это было правильным решением.

Что будет дальше - загадывать не хочу, жизнь всегда полна сюрпризов. Но тот день окончательно убедил меня в том, что надо что-то менять, и через несколько месяцев я уже не работал в Самом Лучшем Банке, а через год уже вовсю наслаждался атмосферой Культурной Столицы. Не знаю, куда меня приведёт эта дорога, но главное - продолжать двигаться дальше.

работа, компы

Previous post Next post
Up