Астровитянка, том 2

Oct 05, 2010 20:50

Народ уже вовсю обсуждает третий том «Астровитянки» (хочу, кстати, пропиарить очень мне понравившуюся рецензию, которую опубликовал мой френд ___lin___ - http://users.livejournal.com/___lin___/126317.html ). Но я пока что добрался лишь до середины второго тома.
Я тут временно приостановил обсуждение «Гипериона» с «Матрицей», потому как чем дальше забредаю в дебри «Астровитянки», тем больше нахожу линий пересечения у неё как раз с этими двумя произведениями; и потому как при общей проблематике ответы во всех трёх произведениях существенно разнятся, обсудить их, наверно, будет иметь смысл всех вместе, чуть позже, когда добью «Астровитянку». Так что потерпите ещё немного :-)
А «Астровитянка», надо сказать, пока что чем дальше, тем становится всё глубже и интереснее, что меня пока что приятно радует. Очень получается похоже на «Гарри Поттера» (впрочем, параллелей с ним Горькавый не только не стесняется, но и всячески их, я бы даже сказал, нарочито подчеркивает): как и в Гарри Поттере, с каждым новым томом всё более художественным становится язык и стиль изложения, всё более серьёзной - проблематика.
Впрочем, именно по проблематике-то «Астровитянка» с «ГП» очень мало общего имеет. Тут сходство чисто внешнее. В отличие от глубинного, содержательного «родства» с «Матрицей» и «Гиперионом». Впрочем, я ж уже решил, что об этом - потом.
А пока что - просто хочу вам порекламировать эту самую «Астровитянку», опубликовав ещё несколько понравившихся мне фрагментов. :-)

* * *
- Космос - это что то удивительное… Подумайте: человечество трудится, добывая себе пищу и кров, чтобы поесть, отдохнуть и с новыми силами добывать опять таки еду и крышу над головой. Гигантский маховик нашей жизни направлен на самоподдержание; мы все бесцельно бегаем по беличьему колесу нашей цивилизации. От этого можно сойти с ума! Нам некогда поднять голову, посмотреть на звёзды, подумать о вечном… Только космос придаёт нашей плоской жизни новое измерение; только звёздное небо позволяет нам оторвать глаза от земли и устремить их вдаль; только существование дальних миров и возможность их изучения придают смысл нашему бегу по замкнутому треку земной жизни…
Профессор выбрал наугад студента, спросил: когда ваш день рождения? - и торжественно указывал на подходящее светило:
- Фотоны от этой звезды, которые мы ловим сейчас нашими глазами, родились одновременно с вами и летели в холодном космосе столько же, сколько вы сами живёте на свете. Вот вы и встретились со своим сверстником - звёздным светом…
Хитро прищурившись, он направил палец на студентов:
- А железо в вашей крови, дорогие мои, родилось при взрыве далёких сверхновых звёзд и совершило длинное путешествие до нас, так что в ваших жилах течёт - в самом буквальном смысле! - инозвёздная кровь… Тысячелетние родословные земных королей бледнеют перед лицом того научного факта, что атомы железа, делающие вашу кровь красной, древнее не только пирамид, но и самого Солнца и прилетели из других частей нашей Галактики. В ваших жилах буквально смешалась история многих звёздных систем: около восьмидесяти пяти процентов массы человеческого тела состоит из вещества с других звёзд. Так что мы с вами практически полностью инопланетяне… Да да, можете с восторгом посмотреть друг на друга и поздравить себя: каждый из вас - это настоящее космическое чудо…

* * *

- Культура - это альфа-стержень цивилизации. Установление нравственных принципов и культурных императивов в обществе - самая главная и трудная проблема любого социума. К сожалению, правительства не умнее вас и занимаются вооружениями, экономикой и прочей чепухой, а на культуру смотрят как на развлечение по уик-эндам. Итог? В малокультурном и бесчестном обществе уйма экономических ресурсов уходит в нравственные дыры из заборов и решеток, а научное мировоззрение начинает уступать место шаманизму времён людоедства.
- Как понять, где - шаманизм, а где - нет? - спросил рыжий Дмитрий.
- Отличить науку от не-науки очень просто. Наука - это не только парадигма мировоззрения, но и совокупность миллиардов научных фактов, ВСЕ из которых можно проверить на опыте. Например, статистика утверждает, что при броске игральной кости шестерка выпадает в 16.666… процентов от большого числа бросков. Возьмите кость и проверьте это, получая всё более точные приближения к этому числу.
Профессор нахмурился.
- В отличие от науки, вся пена эзотерики, парапсихологии или астрологии - это совокупность миллионов заманчивых утверждений, НИ ОДНОГО из которых подтвердить нельзя. Хронический неудачник, который является типичным потребителем эзотерических текстов и магических техник, отчаянно ищет чудесное средство для улучшения своей прокисшей жизни, пренебрегая доказательствами и здравым смыслом.
С потолка вдруг раздался завывающий голос привидения:
- Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика. Ницше.
- Спасибо, Вольдемар, - сказал Эксмин, повернулся к студентам и свирепо крикнул:
- Пожалуйста, не будьте дураками! Дураком в наше время быть стыдно - как ходить с грязной шеей. Ненаучная интерпретация реальности породила гору книг, мифов, адептов и ни одной мышки проверяемого факта. Эзотерика - это бизнес на глупости; постарайтесь, чтобы это была не ваша глупость.
- Но ведь астрология - это самый древний раздел астрономии… - возразил Брен, мальчик-Олень с сумрачным взором.
- Сейчас астрология дальше от астрономии, чем метеоризм от метеоритики, - фыркнул профессор.
- Моя мама верит в астрологию и всегда интересуется гороскопами, - сказал упрямо мальчик. - Она говорит, что астрологическому учению тысячи лет, и что люди не могут обманываться так долго - значит, в гороскопах есть смысл. И вообще - она любит смотреть на звёзды.
- А кошек и собак она любит? - неожиданно спросил профессор.
- Да, - удивился сумрачный Брен.
Эксмин скривил лицо в зловещей улыбке:
- Тогда сообщи маме, что гадание по внутренностям животных - тоже очень древняя традиция!
Алла-Дракон, лидер феминисток Колледжа, потребовала от профессора высказаться о равенстве полов.
Эксмин вздохнул:
- Не путайте равноправие и равенство. Мужчины и женщины равноправны, но не равны. Мужчины в среднем тяжелее и сильнее женщин, женщины в среднем умнее мужчин и живут дольше. Выпустите миллион законов о равноправии, но это природное неравенство всё равно останется. Да и нужно ли быть одинаковыми? Человеческий род продолжается лишь благодаря некоторой разнице между полами.
Профессор прошёлся по оживлённо забормотавшей аудитории.
- Расскажу вам историю про пингвинов. Осенью птицы уходят от открытого моря и кромки льдов, которые легко ломаются в зимние бури. Пройдя семьдесят миль до спокойного каменного берега Антарктиды, они собираются в огромную стаю. Вокруг только лёд и камень - ни еды, ни воды. Зато друзья, любовь и страсть. Через пару месяцев возникает множество семейных пар. Мать держит на лапах огромное яйцо, кутая его в перья. Вокруг - зима, полярная ночь с редкими сияниями, пронизывающий ветер и мороз до минус восьмидесяти цельсиев…
«Бр-р!» - студенты зябко передёрнули плечами.
- Уже два месяца пингвины ничего не ели! И вот изголодавшаяся мать отдаёт яйцо отцу - передача должна быть быстрой - без обогрева птенец под скорлупой замерзает за несколько секунд. Потом мать идёт к морю - поесть. Семьдесят миль по льду и трещинам; пингвины плавают хорошо, а ходят плохо. Гибель матери означает неминуемую гибель птенца - для его выживания нужны двое родителей.
Воображение унесло слушателей в ледяную ночную пустыню, где шли и гибли усталые пингвины.
- Голодный отец остаётся на посту. Одному не выжить, поэтому отцы сбиваются в плотную стаю и стоят на штормовом ветру, всё время меняясь: постоял на краю - иди в центр, погрейся. Этот подвиг мужества длится ещё два месяца! Слабые и старые замерзают вместе с нерождённым потомством. Удачливые птенцы проклёвываются и, как заведено, просят есть. Отцы сами не ели ЧЕТЫРЕ месяца! Только снег! Но они буквально отрывают от себя куски и кормят птенцов, с тоской глядя на горизонт. Они теряют половину веса, на костях остаются только кожа с перьями. И тут возвращаются сытые матери.
Эксмин был серьёзен и даже печален.
- Учёные засняли трогательную сцену, когда еле живые отцы знакомят матерей с птенцами… Пронзительное зрелище! Толпа двуногих без перьев, натурально, рыдает. Потом шатающегося от ветра отца-пингвина отпускают пообедать. До воды, где водится еда, снова семьдесят миль, и там можно встретить не только рыбу, но и зубастого морского леопарда, который тоже голоден и у которого тоже дети. Марш усталых отцов оказывается для многих смертельным, и самцы в стаях остаются в меньшинстве. Отцы-пингвины чаще матерей платят жизнью за выживание детей-птенцов. Самоотверженность сильнее равенства…

* * *

- Что мы привыкли считать под «интеллектуальной прозой»? Когда текст написан автором с багажом литературно-историко-философских ассоциаций на порядок выше читательского запаса, то средний человек не понимает и половины написанного и делает почтительный вывод - «интеллектуальная проза».
Но богатство ассоциаций - не единственное измерение интеллекта. Увы - редко встретишь книгу с другой могучей интеллектуальной компонентой - логической, рациональной. Логические рассуждения требуют чётко определённых терминов, минимальных по смысловой расплывчатости. Литература же, как правило, строится на акварельности слов.
Что же такое ассоциация?
Вспомните: как-то на лекции профессор Эксмин употребил выражение: «толпа двуногих без перьев». Почему он так сказал?
Буфф-Олень поднял руку.
- Он рассказывал о пингвинах, поэтому сравнил людей с двуногими птицами.
- Правильно, но это не всё…
Никки сказала:
- Он намекнул на определение Платона: человек - это двуногое существо без перьев.
- Отлично! - обрадованно похвалила Никки профессор, - и что вы почувствовали, вспомнив платоновское определение?
- Ну… мне было приятно, что я поняла эту ассоциацию, значит, и я, и он - оба читали Платона.
- Верно! - профессор просияла. - Возникла новая ниточка между автором и читателем. Хорошая книга полна неявных сообщений и сама ищет себе друзей. Культуру можно определить как мощный комплекс ассоциаций в многомерном пространстве смыслов. Мышление, создание текста и чтение глубоко ассоциативны; мы живем в паутине культурных нитей, выращиваем новые ассоциации и изнашиваем старые. Есть культурные провода, вызывающие при касании просто электрический разряд.
- Я испытываю нечто похожее, когда проезжаю Верону или Стратфорд-на-Эйвоне, - сказала Дзинтара.
Профессор кивнула:
- Культура гиперассоциативна. Обучение превращает информационные или художественные посылы мыслителей в подсознательные рефлексы, встроенные в интуитивную и эмоциональную сферу человека. Развитие интеллекта - это выращивание клубящегося пространства связей, в котором ищутся новые объединяющие идеи. Поэтому платоновское определение человека меня не устраивает, и, рассматривая человека в контексте цивилизации, я бы сказала так: культурный человек - это ассоциативный человек.
Интеллект влачит в человеческом обществе странное существование. Практически нет ни книг, ни фильмов про умных юных героев, которые при этом не смешные рохли, а вполне адекватные молодые люди, способные танцевать, драться и влюбляться. Средний человек не любит интеллектуалов, и массовая культура всячески подпевает простакам, стараясь утешить обидчивую серость.

* * *

- Жестокая тайна нашего мира состоит в том, что земной цивилизацией никто не управляет. Политики тупы и не заглядывают дальше срока своих выборов. Паровоз человеческого общества летит вперёд на всех парах, но у него нет машиниста. Мы мчимся в будущее, закрыв глаза, не зная дороги вперёд ни на век, ни на десять лет. Ждёт ли нас за поворотом пропасть без моста? - никто и не пытается узнать. Ясно одно: от грядущих катастроф нас не спасут молитвы и волшебники.
Отбросим политические иллюзии! Мировые правительства похожи на детей в песочнице - они сидят в мокрых штанах и лупят друг друга лопатками по голове. Но привычные времена заканчиваются: скоро земных лилипутов накроет чугунный зад гулливера.
Я не знаю, что будет написано на нашей общей гробовой крышке: СПИД-ДВА, энергетический НОЛЬ, демографический МИНУС, климатический КОЛЛАПС. Но риск глобальной катастрофы растёт с каждым годом. А крушение хрупкой техносферы убьёт большинство землян, отбросив остальных в средневековье.
Каждый из нас - Homo Sapiens, Человек Разумный. Разум отличает нас от обычных животных, и мы должны развивать его дальше, чтобы выжить - как индивидуумы, как общество и как вид. Разум должен быть приоритетом номер один, или мы вернёмся назад, в пещеры, ловить блох и каннибальствовать. Нас спасёт только новая эпоха Просвещения, только поворот к интеллекту и творчеству! Учёных в мире должно быть во много раз больше, чем солдат, а правительства должны тратить деньги на образование, а не на бессмысленные вооружения.
Сможем ли мы разгадать сложные механизмы природы? Успеем ли преодолеть в себе обезьян - сварливых, алчных и ленивых - и повзрослеть до единого сообщества? Шанс нашего выживания зависит и от учёных, и от фермеров. Каждый человек несёт на плечах свою долю мира. И раньше человечество проходило через страшные испытания, но сейчас мы забрались высоко, стоим густо - рухнем больнее, кости переломаем до единой… Настало время истины, и чёрствая правда смотрит нам в глаза: человечеству предстоит поумнеть или исчезнуть с лица Земли.
Вам! Вам! - профессор тыкал в сидящих вокруг студентов. - Вам завтра придётся держать на плечах нашу цивилизацию. Знайте - будущее принадлежит умным, а историю делает каждый. Если вы не прочувствуете эту истину до глубин спинного мозга, то вымрете.
Кто-то испуганно пискнул: «Ой!»
- На эволюционной лестнице соблюдается чёткая субординация - по уровню интеллекта. Забывшего эту истину ждёт наказание - неумолимое и жестокое. Неандертальцы не уделяли должного внимания своей цивилизации и все погибли. А ведь у них тоже были дети, они тоже радовались солнцу и мечтали о лучшей жизни. Сейчас их кости громко доказывают, что старик Дарвин беспощадней Страшного Суда!
Я думаю, что поэтому и космос молчит - зеленорожие эгоисты-политики везде успели загубить свои планеты.
У человечества единственная надежда - это вы, молодые. Вы должны стать умнее нас, должны рассмотреть дорогу впереди и встать у штурвала нашей цивилизации.

* * *

- Хорошо известно, что для науки вопросы часто важнее ответов. И молодой учёный в первую очередь должен научиться ставить проблемы. Мы знаем только часть ответов: остальные вы должны найти сами - их ещё никто не знает…
Профессор окинула взором зал, и подошла к Никки.
- Ты уже много занятий ни о чём не спрашиваешь, - произнесла она тихо и ласково. - Тебе разонравилась биология?
Никки кашлянула и сказала хрипловато:
- Мне очень нравятся ваши занятия, профессор, и у меня много вопросов, но они… не совсем на тему уроков и… может, слишком наивные…
И Никки заговорила негромко, как будто рассуждая сама с собой:
- Почему на фотографиях глаза у оленей светятся зелёным, а у человека и крокодила - красным?
Почему клубника на вкус кислее, если пробовать её сразу после сладких конфет? Что происходит на языке при этом эффекте? Психический ли это феномен - реакция мозга на сигнал рецепторов языка или физиологический - изменение параметров самих рецепторов?
Почему человек теряет сознание при сильном ударе или невыносимой боли? И почему сознание потом возвращается? Это восстановление химического баланса или каких то физических параметров мозга, например давления крови? Почему нашатырь так эффективен при обмороках? Является ли потеря сознания аналогом сна?
Что такое сон - с точки зрения биохимии? Почему нам нужно спать? Почему мы просыпаемся отдохнувшими и «утро вечера мудренее»? Иногда даже решения научных задач приходят во сне… Почему я вижу во сне такой странный перепутанный мир? Как возникает его сюжет или бессюжетность? Когда сон превращается в кошмар? Имеют ли кошмары какую нибудь позитивную функцию для организма? Если нет - то какого чёрта эволюция нам их преподнесла?
Что такое память? Что такое элементы памяти? Молекулярным или клеточным языком записана информация в нашем мозгу? Или используются оба языка? Есть кратковременная память - на минуты, а есть долговременная - на годы. Чем они отличаются? Могу ли я записывать - и потом использовать - информацию прямо в мозг? Можно ли, хотя бы в принципе, считывать её с мозга, как с компьютерного кристалла?
Почему конечности легко формируются на стадии зародыша, а у взрослого человека способность к регенерации утрачивается? Взрослые ящерицы ведь могут отращивать себе новые лапы… Я тоже хочу иметь возможность регенерировать своё тело - вплоть до позвоночника и самого мозга.
Пауки в лесу плетут разные паутины, например, плоскую радиально азимутальную паутину «веер»; бесформенную трёхмерную паутину «джунгли» с тоннелем для паука; паутину «шляпу» - купол в трёхмерном облаке нитей. Маленькие и большие пауки одного вида плетут паутину разную по размерам, но одинаковую по форме. Значит, в ДНК паука сидит не только строение его тела, но и проект его любимой паутины. Животное прекрасно адаптирует к реальности свой проект и плетёт паутину даже в невесомости. Как это может быть записано в ДНК?
Песня канарейки уже зафиксирована в птичьих генах - где же там сидят эти ноты?
В чёрном ящике инстинкта прячется целый комплекс сложных биохимических и механических процессов. Вылупившись из куколки, бабочка уже знает, как двигать крыльями: складывать при взмахе вверх и расправлять при движении вниз. Как возникла и записана эта инструкция? Каким образом она приводится в действие? Как эта способность к полёту, будучи врождённой, управляется сигналами от мозга бабочки, выбирающей себе следующий цветок?
Как в ДНК, длинных органических молекулах, запечатлелись врождённые чувства - материнская любовь львицы к своему детёнышу, верность лебединых пар, самоотверженность муравьев, бросающихся в огонь, угрожающий муравейнику?
Сложность процессов, происходящих в живом организме, не укладывается в голове. Как это всё организовалось и оптимизировалось? Как выросли крылья у бабочки? Естественный отбор? Надо взять миллионы червяков и подождать, пока у них отрастут крылья, что позволит им лучше питаться и размножаться? Но ведь миллионы бескрылых существ тоже вполне успешно выживают…
Как далеко заходит наследуемая мутация? Добавляет ли она лишь по паре волосков или способна подарить сразу пару лишних лап? Может ли она одним махом дать крылья червяку, превратив его в бабочку? Существует ли природная генная инженерия, которая смешивает гены разных видов и производит «химер», не возникающих при обычном размножении? Двигают ли эволюцию скачкообразные мутации вроде двухголовых змей и четырёхлапых петухов?
Собаки - дружелюбные животные. Из за постепенного отбора самых добрых из обычных волков? Или приручены были волки особой, дружелюбной породы? Являются ли дружелюбие и агрессивность специфическими генетическими программами поведения - как узор паутины - или обе программы присутствуют одновременно? А ген дружелюбия управляет лишь соотношением производств гормона агрессивности и белка толерантности?
Когда человек начинает водить машину, он активно использует интеллект, чтобы спланировать свои действия и избежать столкновения. Вскоре он двигает рычагами и нажимает педали рефлекторно. Можно ли дойти до инстинктивности, то есть многократно повторяемые процедуры спустить на более низкий, бессознательный уровень управления? Могут ли привычные действия переходить на генетический уровень и записываться в ДНК? Я где то читала, что вирусы поставляют внешнюю генетическую информацию в ДНК. Может ли среда активно воздействовать на генотип? Для объяснения быстрой биоэволюции и появления сложных наследственных инстинктов был бы крайне полезен механизм, переводящий в геном полезную привычку или адаптационный признак.
Дьявольски трудно понять - как возникла и развилась жизнь! Как образовалась ДНК? Клетка? Многоклеточный организм со специализированными структурами? Была ли первая клетка всего лишь пузырьком с поверхностным коллагеном и диффузией вещества и жидкости вовнутрь - после чего она стала разрастаться и делиться пополам из за поверхностного натяжения?
Открыть тайну жизни - значит найти причины, по которым возникновение жизни и человека оказывается закономерным процессом, не связанным с чудом или катастрофой. У каждого шага биологической эволюции есть своя вероятность, и суммарный шанс возникновения мыслящего существа должен быть реально ненулевым. Можно ли создать какую нибудь «резонансно каталитическую теорию» биологической эволюции, с помощью которой мы сможем смоделировать весь процесс развития жизни от аминокислот до вируса, от первой клетки - до человека разумного? Можно рассчитать биологическую эволюцию человека на миллионы лет вперёд? Можно ли из эволюционной теории вывести вид и характеристики разумных инопланетных существ? - Тут Никки услышала сигнал окончания лекции - и остановилась.

Круг чтения, Астровитянка

Previous post Next post
Up