Мне кажется, многие из читателей моего журнала не знакомы с DragonLance - «Сагой о копье», которая била рекорды популярности в конце 1980-х-начале 1990-х годов.
Множество книг, входящих в эту серию, написаны разными авторами, в разной стилистике, и очень сильно различаются между собой по качеству.
Однако первые шесть романов «Саги», созданные в соавторстве Маргарет Уэйс и Трейси Хикмэном, я считаю и, наверно, всегда буду считать одними из лучших образцов героического фэнтези. Особенно т.н. «вторую трилогию» серии - романы «Час близнецов», «Война близнецов», «Искушение близнецов», где с наибольшей силой раскрывается умение Уэйс и Хикмэна излагать фэнтезийный сюжет языком психологической прозы высшей пробы, заставляя читателя почувствовать себя скорее не зрителем, а участником разворачивающихся драматических событий, основная роль в которых отведена великому магу Рейстлину Маджере и его брату - богатырю Карамону. Отмечу, кстати, что именно психологизм выгодно отличает ИМХО «вторую трилогию» Саги от «первой» - «Драконы осенних сумерек», «Драконы зимней ночи», «Драконы весеннего рассвета», где авторы несколько чрезмерно, на мой взгляд, увлекаются внешней занимательностью и авантюрностью, в ущерб психологизму.
Что даёт мне основания проводить такие параллели между, на первый взгляд, совершенно несхожими персонажами, как Рейстлин и Хаус? Один - маг из волшебного мира Кринна, мира рыцарей, драконов, мечей и магии; второй - реалистичный персонаж из реального мира. Из разных времён и разных миров… и всё же одинаковы!
Жесткие, если не сказать жестокие, желчные, «на лицо ужасные - добрые внутри».
Характер обоих формировался во многом под влиянием ощущения физической неполноценности - хромота у Хауса, кашель и немощь у Рейстлина. И стремление превзойти всех «не числом», так сказать, «а умением». Стремление, в котором оба добиваются успехов, выдающихся и непревзойдённых. Хаус как диагност становится лучшим. Рейстлин как маг не знает себе равных.
И при этом оба они дают правильные ответы на безнадёжно сложные вопросы , находят выходы из тупиковых ситуаций опираясь не только и даже не столько на свои огромные знания, сколько полагаясь на интуицию, подсознание, подсказки, которые приходят к ним откуда-то из-за пределов нашего мира: у Хауса - наркотики, у Рейстлина - дух Чёрного Архимага Фистандантилуса… Впрочем, эту линию размышлений я пока что чуток отложу в сторону, а сам обращусь к ещё нескольким, возможно, более спорным аналогиям.
Рядом с каждым из героев находится его альтер-эго - близкий человек, друг, лишенный тех недостатков, которыми обладает наш герой - но и тех «сверхчеловеческих» способностей, которыми тот отличается. Рядом с Рейстлином - его простодушный и благородный брат-богатырь Карамон; рядом с Хаусом - лишенный «нездешней» интуиции, но умный, рассудительный и эмоциональный Уилсон.
У каждого из героев есть своя «безнадёжная» любовь - Крисания у Рейстлина, Кади у Хауса. Впрочем, если Хаус, вроде бы, и готов уступить своим чувствам, да наркотики не дают - то Рейстлин жертвует любовью к Крисании вполне сознательно, ради собственной высшей цели.
У каждого из героев есть достойный ученик, которому, однако, лишенному той «мистической» поддержки из нездешних краёв, коей пользуются наши герои, всё-таки не дано их ни догнать, ни перегнать - тёмный эльф Даламар гибнет, а Фурман, пусть и не расстаётся с жизнью, но в попытке сделать самостоятельную карьеру терпит полное фиаско.
И, наконец, оба они, и Рейстлин, и Хаус, в конечном счете жертвуют своим даром ради… Но вот о том, ради чего же они жертвуют своим даром, и как по-разному преломляется эта их жертва в идейном содержании обоих произведений - порассуждаю как-нибудь следующий раз.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!