И вроде как в продолжение изложенного, получается.
Проскакивал не так давно интересный пост у
acantharia (
http://acantharia.livejournal.com/335858.html):
Один наш препод в универе развивал теорию. Мол, сейчас начинается Новое Средневековье. … Упадок науки и искусства - посмотрите МТВ и евровиденье, передачку "поговорим о прекрасном" на евроньюс, черные квадраты, однообразную безликую архитектуру... Насчет упадка науки доказывать сложнее, но можно вспомнить размеры зарплат работников этой сферы, а также систему грантов. Ну а замена просвещения верой тоже налицо - сейчас фраза "ученые доказали" превратилась то ли в мантру, то ли в молитву, которой можно подкрепить любой, самый несусветный бред, и никто его не станет проверять, все поверят на слово. Сейчас наука перешла в статус религии, подавляющее большинство людей в нее слепо верят.
Таким образом, если действительно началось Новое Средневековье, то происходящие процессы будут только усугубляться, и скоро наука окопается в труднодоступных оазисах, станет малочисленна и сконцентрируется на сохранении достижений, нежели на производстве новых знаний; искусство станет религиозным (впрочем, это уже наблюдается…); архитектура по большей части станет строительством однообразных избушек, и только важные религиозные и политические постройки будут монументальны и шедевральны.
Если все пойдет по пессимистичному сценарию, то скоро беснующиеся массы пойдут жечь коллайдер и крушить топорами сервера интернета (впрочем, интернет и так почти нацело уже саботирован).
В целом схема «Нового Средневековья» мне представляется, увы, вполне реальной и укладывающейся в рамки пессимистических сценариев, обсуждающихся в
global_risk.
Особенно в свете последних новостей о переводе школьного образования на религиозные рельсы (
http://bigstonedragon.livejournal.com/419717.html).
В дополнение к процитированному хочу указать на некоторые ещё опасные тенденции, которые могут поспособствовать этому:
• Увеличение разрыва между «богатыми» и «бедными» - как внутри отдельных стран, так и между странами в целом. При этом беднейшие страны явно начинают просто «выпадать» из цивилизации, превращаясь из государств в «территории варваров» - ну, то же Сомали, скажем. И мало того - «варвары» эти всё больше наводняют собою богатенькие империи; того гляди, повторится судьба Рима!
• Разрыв в уровне жизни порождает разрыв в потребностях в образовании. Варварам наука не нужна. Даже если эти варвары переселяются жить во внутренние области Империи. Они смотрят на науку как на принадлежность богатых и изнеженных патрициев и мечтают истребить как патрициев, так и ассоциирующуюся с ними науку (и технологию). Яркий пример - Зимбабве.
Возможно, причина происходящего - слишком быстрое развитие науки и технологий в ХХ веке, слишком сильно оторвавшееся от прогресса «массового» образования.
История человечества в целом характеризуется включением в «цивилизационный процесс» всё более широких масс народонаселения. В Древнем мире это были отдельные, небольшие государства, а внутри этих государств - небольшие слои населения (аристократии); в Новом мире - буржуазия, гораздо более многочисленная, чем древняя аристократия; сейчас - «средний класс», практически поголовно охватывающий население стран «золотого миллиарда».
И каждый раз предпринимались попытки ускоренного «оцивилизовывания» окружающих варварских масс народонаселения, которые после первоначальных небольших успехов начинали осуществляться во всё возрастающих масштабах и со всё возрастающей скоростью - и система не выдерживала. Происходил «откат назад», к «естественным» темпам. Ну, точно так же, как с «кризисами перепроизводства» в экономике.
То же самое, по-видимому, происходит и сейчас, усугубившись тем, что и в рамках «среднего класса» основная масса людей далеко не дотягивает до уровня современной науки. НТР, оторвавший науку от жизни, был во многом спровоцирован гонкой вооружений, не адекватной по масштабам цивилизационному уровню большинства населения. Ну, а в результате стало возможным возникновение этаких «Верхних Вольт с ядерными ракетами» в лице всё той же КНДР, к примеру (хотя, сдаётся мне, что и Пакистан, скажем, немногим лучше, если не хуже ещё).
Будут ли военные и впредь пестовать «монастыри», в которых засядут учёные? Или «нашествие варваров» сметёт их? Насколько далеко зашла деградация школьного образования? Есть ли шанс подтянуть новых «варваров» до уровня прежней «элиты» («среднего класса»), или теперь уже неминуема деградация «элиты» до уровня «варваров»?