К 100-летию киностудии «Мосфильм» кинотеатр «Аврора» организует цикл показа советской классики на большом экране. Первым в этом цикле стоял фильм Эйзенштейна «Александр Невский», каковой и стал целью нашего культпохода в составе меня с супругой, дочки, внучки и внука.
Перед сеансом работники кинотеатра незаметно сфотографировали с балкона зрителей, собравшихся внизу; вот это фото (оно выложено на сайте кинотеатра):
И представьте, на этом фото мы обнаружили себя! Вот, увеличиваю фрагмент крупным планом - там я с Каролиной о чем-то разговариваю, а перед нами Даня между моей супругой и дочкой (у него странное, скажем так, выражение лица - скучно слушать вступительное слово и ждать начала собственно фильма):
Что касается самого фильма, то, как пишет у себя в блоге дочка, «В этом фильме - "Александр Невский" - есть всё, чем хвастается современный кинематограф: батальные сцены, саундтрек, костюмчики, натура и т.п.... Всё, кроме боевой хореографии. Насколько я понимаю, хореографию поединков внес в кинематограф Акира Куросава.»
Когда смотрели "Александра Невского", я то и дело ловил себя на ощущении дежавю: ведь это уже встречалось раньше, в других фильмах, у других режиссёров... А потом поправлял себя: ведь "А.Н." был снят на полвека раньше! И именно он задал высочайшие стандарты съёмок батальных (и не только) сцен, так что следовать им вынуждены теперь авторы и "Конана-варвара", и "Властелина колец" и множества других фильмов.
Особенно часто ловил себя, конечно, на аналогиях с недавно просмотренным Средиземьем Питера Джексона. Скажем, роханское воинство - это ж практически та же дружина Александра Невского, вплоть до сходства их знамён! Ну, разве что, русские воины свои шлемы конскими хвостами не украшали.
А Торин Дубощит в битве с орками при Вратах Мории? Явно ж Василий Буслаев, колошматящий рыцарей деревянной оглоблей!
А использование в съёмках того же ледового побоища динамичной кинокамеры, когда мы словно видим происходящее глазами одного из бойцов, находящегося в самой гуще схватки - этот приём теперь используется часто и широко, скажем, тем же Питером Джексоном в "ВК"; но «Александр Невский» - это ведь 1938 год! Уму не постижимо.
Или взять, скажем, сцену ожидания дружиной Элессара выхода орочьих войск из Черных Ворот. Там же даже выражения лиц у воинов те же, что у русских воинов, ожидающих удара рыцарей! Да и сами орки, выходя из ворот, надвигаются на гондорское воинство точно как рыцари на дружину Александра.
Единственное, чего не хватает в этой сцене в «ВК» - это саундтрэка, адекватно отражающего напряженность момента.
О музыке Прокофьева к «Александру Невскому» невозможно не упомянуть особо. По сути дела, это был первый полноценный «саундтрэк», хотя и такого слова-то тогда не было: музыка к фильму впервые в истории стала самостоятельным полноценным произведением - кантатой "Александр Невский". Сердцевиной её является, конечно, собственно "Ледовое побоище" - во многом новаторское, и по ритмике, и по мелодике, по приемам, многократно использованным впоследствии самыми разными авторами, начиная от Дмитрия Шостаковича в 7-й и 8-й симфониях и до Бэзила Поледуриса в музыке к "Конану-варвару". А вплетение грегорианского песнопения в совершенно "рОковую" тему - за 60 лет до "Энигмы" и "Грегориана"!
Завершить хочу словами, сказанными кем-то их американских музыкальных критиков в середине ХХ века, как раз в связи с музыкой к "Александру Невскому": "если кто-то скажет, что академическая музыка в XX веке себя исчерпала, то ему можно возразить, что он просто не смотрит кино." В общем, хочу ещё раз насладиться музыкой Прокофьева - и вам рекомендую!
Click to view