ПОВЕРЯЯ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ: Стилистические особенности «Властелина колец» глазами математика. Часть 3

Mar 30, 2021 02:36

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВ ПО СТИЛЯМ: ЭКСПРЕСС-ВАРИАНТ.

И отдельные главы, и отдельные книги «ВК» очень сильно отличаются по объёму: практически на 30% по любому параметру.






Отдельные главы различаются между собой ещё сильнее - более чем в 4 раза!






В связи с этим мне показалось, что для дальнейшего анализа больше подходят не абсолютные, а усреднённые характеристики: средний размер слова в главе, среднее количество слов в предложении, среднее количество слов в абзаце и среднее количество предложений в абзаце.
Но даже после такой «нормировки» распределить главы по группам со схожими характеристиками оказалось делом непростым. И, каюсь, на этом последнем (пока что) этапе я проявил изрядную долю субъективности.
Дело в том, что в каждой из шести книг «ВК» оказалось несколько глав с характеристиками, существенно отличающимися от остальных в этой книге. И вот, для начала я и разбил в каждой книге все главы на 2-3 группы: «стандартные» для данной книги и «нестандартные». Так, для книги 1 «нестандартными» оказались «Древлепуща», «В гостях у Тома Бомбадила» и «Туман над Упокоищами» (я их назвал «энтовы главы», поскольку они выделялись повышенной длиной и отдельных слов, и предложений, и абзацев). Это совпадало с моими субъективными ощущениями - почти: всё-таки, по общему впечатлению «Древлепуща» и «Бомбадил» должны были бы относиться к разным группам. Но с этим я уж буду разбираться позже. А пока что «быстрый» результат оказался таковым:






В книге 2 точно так же выделяются «эльфийские» главы - «Совет у Элронда», «Лотлориен», «Зеркало Галадриэли» и «Прощание с Лориеном». Как ни странно, но с ними по параметрам совпадает и «Великая река», посему её я тоже включил в число «эльфийских» глав.






В третьей книге разнообразие стилей более велико. Главы «Смерть Боромира», «Всадники Рохана» и «Белый всадник» по числовым характеристикам оказались близки к тем главам, что в первых двух книгах относились к числу «прочих»; посему именно их я и здесь назвал так же, хотя они и составляли меньшинство от числа глав. «Древобород», вполне ожидаемо, оказался близок к «энтским» главам первой книги. А вот «Урук-хайи» сформировали свой особый, «орочий» стиль. И главы начиная с «Короля Золотого чертога» и до конца книги с точки зрения количественных характеристик тоже отличались своеобразием, и их я отнёс к особому «роханскому» стилю.






Разнообразием отличается также и четвертая книга. Здесь на общем фоне выделяется, во-первых, главы «О травах и кроликах» и «Окно Заката» с набором численных характеристик, который я назвал «гондорским стилем»; как ни странно, численные характеристики «Запретного озера» оказались существенно иными, более близкими к «прочим главам» из предыдущих книг. «Выбор мастера Сэмиуса» оказался по числовым параметрам близок к «Урук-Хайям», так что эту главу я отнёс к «орочьему стилю»; но что опять же для меня удивительно, аналогичные параметры оказались и у главы «The Passage of the Marshes»! Так что к «орочьему» стилю в четвертой книге были отнесены две главы.
«Мордорские» главы - «Лестницы Кирит Унгол» и «Логово Шелоб» - обладали такими параметрами, которые оказались более близки к «энтскому» стилю; тем не менее, объединять их в одну группу у меня рука не поднялась, и в число стилей «ВК» вошел ещё и «мордорский стиль»; к нему по своим параметрам были отнесены и «Черные ворота закрыты».
Оставшиеся главы книги 4 вполне укладываются в нормы «прочих глав» из предыдущих книг.






Книга 5 оказалась не столь стилистически разнообразна. Большинство её глав ожидаемо уложились в обнаруженный в книге 4 «гондорский стиль», за исключением двух: «Пеленнорская битва» и «Черные ворота открыты» написаны «мордорским стилем» (что, впрочем, опять-таки не очень удивительно).






Наконец, в последней, шестой книге романа вновь довольно четко выделяются 4 стиля, все вполне уже ожидаемые на сей раз: «орочий» для главы «Крепость Кирит Унгол»; «мордорский» для «Страны теней» и «Роковой горы»; «гондорский» для глав «Кормалленское поле» и «Наместник и король». Остальные оказываются по числовым характеристикам близки к «прочим» главам из первых книг романа.






На этом этапе самое время обратить внимание, что те главы, которые оказались отнесены к «прочим», достаточно близки по своим характеристикам, и я счет возможным объединить их в одну группу, озаглавив её «хоббитчий стиль».
Второе открытие (не столь уж, впрочем, неожиданное) - характеристики «эльфийских» и «гондорских» глав оказались тоже весьма близки друг другу! Так что стиль всех этих глав я решил назвать «эльфийско-гондорским», и на два отдельных стиля (пока) не разделять.
Но вот объединять «энтский» и «мордорский» стили, несмотря на близость их численных характеристик, не решился.
Интуитивно мне казалось, что «роханский» стиль должен оказаться схожим с «гондорским»; однако числовые характеристики показали, что на самом деле они достаточно сильно различаются.
Так что на данном этапе работы получилось, что во «Властелине колец» достаточно четко выделяются 6 стилей: условно говоря, «хоббитчий», «энтский», «орочий», «мордорский», «роханский» и «эльфийско-гондорский».

ТАБЛИЦА: ЧИСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТИЛЕЙ «ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ»




За сим пока умолкаю, но исследование не останавливаю; хотелось бы найти более объективный метод выделения этих самых стилей и, возможно, уточнить их характеристики.
Буду рад идеям и предложениям! 😊

Толкиенутое

Previous post Next post
Up