Последние месяцы проходят для меня словно под знаком Музыки. Я стал слушать музыку гораздо больше, чем раньше, практически столько же, сколько в студенческие времена. И как и 40 лет назад, началось всё с увлечения Пинк Флойдом (что можно заметить и по содержанию моего ЖЖ).
Но невозможно слушать всё время одно и то же; круг начинает расширяться, вовлекая всё новые пласты музыкальных сокровищ.
На сей раз, памятуя о своём солидном теперь уже возрасте, я решил попробовать приобщиться к классической музыке XIX века, не полюбившейся когда-то. Специально не загадывал; следовал по тем записям, которые выскакивали в рекомендациях ю-тьюба. Григ, Брамс, Малер, Дворжак, Сибелиус, Шуберт, ….
Но всё оказалось напрасно! По-прежнему «не идёт». Хотя, наверно, буду предпринимать новые и новые попытки понять, что же это такое, почему столь многие любят и слушают всё это.
Лишь два композитора из писавших музыку в 1800-е годы смогли достучаться до моей души - Чайковский и Вагнер. Впрочем, вру, ещё третий - Верди (вдруг пришла в голову мысль: все трое писали, кстати, оперы - не в этом ли секрет? 😉 )
Три вещи не дают мне насладиться классикой XIX века.
Во-первых, слащавость. Слушаешь - и ощущаешь себя словно Чарли, который, попав на шоколадную фабрику, гуляет по бескрайнему мармеладному полу на берегу шоколадной реки. Все произведения мелодичны и гармоничны, но, я бы сказал, чрезмерно мелодичны и гармоничны! Хотя бы один диссонанс, рывок, сбой ритма… но нет! «Всё культурненько и пристойненько».
Второй недостаток - многословность. В каждом произведении можно уловить мелодию, как правило, красивую - но эта мелодия жуётся и пережевывается десятки раз, развитие музыкальной тему идёт настолько медленно, что это напоминает попытку бега по скользкому льду, а то и вовсе какое-то топтание на месте. Кажется, всё то, что композитор растянул на час, а то и больше, можно было бы без ущерба для восприятия слушателем уложить в полчаса, а то и меньше.
И, наконец, третий, но, возможно, самый главный недостаток - чрезмерность (это, впрочем, относится только к симфонической музыке). Композиторы не задумывались об экономике своих произведений, о том, в какие суммы будет обходиться их исполнение. Между тем для меня цена всегда была одним из важнейших факторов при восприятии чего-либо. Так, я никогда не покупаю дорогих деликатесов - не потому, что не могу найти денег на их покупку, а потому, что знание о цене продукта может отбить у него всякий вкус, и насладиться им будет для меня физически невозможно. То же и здесь - зная, что, скажем, Дворжак вводит в состав оркестра для исполнения своей 9-й симфонии тубу, которой будет поручено лишь исполнить 14 нот во второй части симфонии, отбивает у меня всякую возможность оценить мелодическое богатство этого произведения.
Ну вот, я брюзжал, брюзжал, но теперь, в конце, хочу подсластить получившийся текст.
Одно открытие я за время изысканий всё-таки сделал! Правда, не в области симфонической музыки.
Я открыл для себя «Ноктюрны» Шопена!
Правда, послушал я их пока что лишь один раз. Так что возможно, радоваться рано - надо будет проверить свои ощущения после второго-третьего прослушиваний 😊
На сей оптимистической ноте завершаю очередную главу своих музыкальных штудий 😊
Click to view