Скрипичный концерт Альбана Берга

Oct 16, 2020 16:23

Из всех композиторов Нововенской школы Альбан Берг кажется мне наиболее близким и понятным. Шёнберг чересчур близок к нелюбимому мною Х1Х веку, Веберн и другие, более молодые композиторы, на мой взгляд, чересчур ударились в форму, забыв о содержании музыки. Бергу же каким-то чудом удалось удержаться на «лезвие бритвы» между пафосным симфонизмом и бездушным формализмом, соблюдая, с одной стороны, принципы «серийности» и «додекатоники», но не забывая, с другой стороны, об эмоциональном наполнении музыки.
Скрипичный концерт Альбана Берга является, на мой взгляд, лучшим его произведением, непростым, впрочем, для восприятия, требующим многого как от исполнителя, так и от слушателя. Но в хорошем исполнении он производит впечатление, пожалуй, не меньшее, чем «апокалиптическая оратория» из знаменитого «Доктора Фаустуса» Томаса Манна. Недаром есть мнение, что именно Альбан Берг, умерший, по утверждению Википедии, от заражения крови, послужил прообразом скончавшегося от сифилиса Адриана Леверкюна.
Мне в своё время посчастливилось услышать этот концерт в исполнении Сергея Стадлера, и не в записи, а в живую, в филармонии, где ничто не отвлекало от восприятия музыки - поэтому, наверно, концерт и сумел так «зацепить».
На ю-тьюбе я этой записи не нашел, но, как ни странно, Алина Погосткина исполнила концерт вполне на уровне (я обычно скептически отношусь к женщинам-скрипачкам).

image Click to view

Музыка

Previous post Next post
Up