acantharia пишет:
по окончании "Людей как богов" по настоянию Доки взялись за "Плутонию", и... не прошло и пятидесяти страниц, как мне стало скучно, а когда добрались до самой Плутонии, и вовсе захотелось бросить. Громоздко, слишком затянуто и перегружено подробностями (на сравнении, Снегов оказался по технике использования языка куда более виртуозным писателем), а по прибытии на место и вовсе началась дичь с отстрелом редчайших животных. Некоторые моменты попросту пришлось прямо на ходу цензурить - например, убийство мамонта, поскольку он и меня травмировал, и мне не захотелось грузить этим еще и Доку. На отстрел шерстистого носорога Дока воскликнула: "Как можно! Это же заповедное животное!", но здесь я хотя бы имела возможность объяснить ей, что носорог сам напал на лагерь, поэтому экспедиции пришлось защищаться. Но мне уже страшно, что будет дальше, и смогу ли я так же обходить другие неприятные моменты.
Просто удивительно, насколько же изменилось восприятие за буквально 3-4 десятилетия!
Я пробовал перечитывать Жюля Верна, на котором «залипал» в детстве, на предмет того, не почитать ли его Каролине, - и понял, что скучно, «не пойдёт», и, кроме того, опять-таки перегруженность всё той же бессмысленной жестокостью по отношению к окружающему миру. Да что там далеко ходить - взять те же любимые всеми поколениями нашей семьи «Приключения Тинтина» - ведь те из них, которые были написаны в 1920-з-30-х годах, сейчас воспринимаются в основном как «ужас-ужас», особенно «Тинтин в Африке»!
Когда начался этот переход от восприятия биосферы как «движущихся камушков», как объектов, недостойных нашего сочувствия, к осознанию всех живых существ как субъектов? С Вернадского, который, собственно, впервые и заговорил о биосфере? С Ефремова с его идеями «инферно»?
Так или иначе, но прямо на наших глазах, в удивительно короткие по историческим меркам сроки, произошёл, похоже, качественный скачок в мировосприятии человека. Если начиналось всё с восприятия исключительно своей собственной субъектности, то затем путь шёл к восприятию субъектности своих родичей, соплеменников, людей своей расы, всех людей вообще - к восприятию субъектности всего живого.
И ведь произошло всё как-то совсем незаметно, на первый взгляд!
ЗЫ А ведь, пожалуй, наиболее близко к тому, что я хотел сказать, Снегов высказался!
…Человечество начало со свирепой взаимной ненависти. "Человек человеку - волк!", "Падающего толкни!", "Каждый за себя, один бог за всех" - таковы были жестокие символы веры тех далеких времен. Что заменило их, когда человечество достигло единства? Гордая формула: "Человек человеку - друг, товарищ и брат!" … Теперь пришло время расширить эту формулу: "Человек всему разумному и доброму во Вселенной - друг!" Мы вступаем в следующую стадию нашего развития - выход в широкий мир. А наши государственные машины застыли на уровне, когда человечество знало лишь себя. Они выражают наше младенчество, мы же стали взрослыми.
Правда ,у Снегова контекст несколько, мягко говоря, иной :-) Да и сам переход, во-первых, отнесен на 500 лет вперёд, а, во-вторых, показан единомоментным и резким, а не плавным и незаметным.